В конце июня, как сообщали многие СМИ, и в том числе наш портал, в Индии "Росатом" приступил к строительству реакторного здания энергоблока № 5 АЭС "Куданкулам". Дата хороша тем, что позволяет подвести итоги деятельности нашей государственной атомной корпорации за первое полугодие 2021 года, и, на наш взгляд, сделать это просто необходимо — "Росатом" набирает темп, сравнимый со второй половиной 1970-х. Именно тогда темп развития советского атомного проекта был максимален, вот только стоит учитывать, что темп работы Министерства среднего машиностроения обеспечивал не только экономический потенциал еще 14 республик СССР, но и возможности, которые имелись у стран, входящих в состав СЭВ, Совета экономической взаимопомощи.
Многие уже и не помнят о существовании такой организации, а стоило бы — ведь в нее входили пять стран Восточной Европы, создавшие, помимо прочего, и такое объединение, как "Интератомэнерго", в котором были собраны научные, конструкторские, инжиниринговые и машиностроительные предприятия ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии и теперь уже не существующего государства Чехословакия. Потому тем более заслуживает внимания тот факт, что наш портал вынужден подводить итоги работы "Росатома" не в конце года, а уже в июле — иначе объем работы окажется таким, что потребует целого цикла статей.
Январь 2021
Новый, 2021-й для "Росатома" начался раньше, чем страна вышла на работу после новогодних каникул, — уже 3 января второй энергоблок на базе реактора ВВЭР-1200 в составе Ленинградской АЭС вышел на 100 процентов мощности. Это рубежный момент на этапе опытно-промышленной эксплуатации, позволяющий выйти на последние проверки и тестовые испытания всего оборудования энергоблока, а еще — наглядное свидетельство того, что наши атомщики работают без остановок и оглядок на праздники и выходные дни.
С первых дней января самая крупная на сегодня ветряная электростанция, Кочубеевская, построенная "Росатомом" в Ставропольском крае в декабре 2020 года, начала поставлять электроэнергию на ОРЭМ (оптовый рынок электроэнергии и мощности). Всего в планах "Росатома" на сегодняшний день строительство ВЭС совокупной мощностью 660 мегаватт.
На 1 января этого года мощность уже построенных ВЭС составила 360 мегаватт — проще всего отслеживать успехи "НоваВинд", специализированного подразделения "Росатома", по этому интегрированному показателю. Для "НоваВинд" Кочубеевская ВЭС стала уже вторым полностью реализованным проектом. Уровень локализации производства оборудования атомных ВЭС — 65 процентов, поэтому набираемый опыт не только полезен для России, но и имеет экспортный потенциал. Стоит отметить, что среди 30 с лишним компаний-партнеров "НоваВинда" внутри России только четыре являются компаниями "Росатома" — можно рассчитывать на то, что постепенно сложится пул предприятий, который сможет претендовать на заказы не только в нашей стране, но и за ее пределами.
13 января 2021 года на 100 процентов мощности вышел энергоблок № 1 Белорусской АЭС — это первый проект "Росатома" с реактором ВВЭР-1200, относящимся к поколению III+ за пределами России. До получения лицензии на работу первого энергоблока БелАЭС с этого момента оставалось "совсем немного" — 394 проверки и теста оборудования, которые в Белоруссии проводятся фактически под тройным контролем — со стороны российских специалистов, со стороны республиканского унитарного предприятия "Белорусская АЭС" и со стороны Госатомнадзора республики. Если для России стараниями "Росатома" ввод в эксплуатацию новых атомных энергоблоков стал практически ежегодной практикой, то для Белоруссии это первый опыт, потому такое пристальное внимание к контролю всех систем безопасности, всех технологических процессов совершенно оправдано без всякого отношения к тем потокам безосновательной критики, которые льются со стороны политиков и руководителей Литвы.
Март 2021 года
10 марта в режиме видеоконференции президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган дали старт церемонии укладки первого бетона в фундаментную плиту энергоблока № 3 АЭС "Аккую" — реализация крупнейшего российско-турецкого проекта продолжается в жестком соответствии с календарным графиком, без оглядки на проблемы, которые приходится решать для противостояния пандемии COVID-19.
Основная интрига, связанная с АЭС "Аккую", которая действительно представляет интерес, — справится ли генеральный подрядчик, "Атомстройэкспорт", с настоятельной просьбой турецкого руководства о запуске энергоблока № 1 в 2023-м, в год столетия Турецкой Республики. С одной стороны, праздник хочется встретить красиво — войдя в мировой атомный энергетический "клуб", с другой — жесткие требования со стороны государственного регулирующего органа Турции, со стороны инспекторов МАГАТЭ и других международных организаций, требующих полного соответствия "постфукусимским" критериям безопасности. Будем наблюдать и надеяться, что "Росатом" станет щедрее делиться со СМИ информацией о том, как идут работы по строительству АЭС в этой стране.
22 марта Ростехнадзор, завершив все проверки, выдал лицензию на промышленную эксплуатацию энергоблока № 6 в составе Ленинградской АЭС — теперь в России "Росэнергоатом" управляет работой уже четырех новейших инновационных реакторов ВВЭР-1200, а Ленинградская АЭС остается единственной в России, где одновременно работают реакторы двух разных типов: уран-графитовые РБМК-1000 и водо-водяные ВВЭР-1200.
Май: от Белоруссии до Китая
Весна для "Росатома" в этом году выдалась ранняя, а май для корпорации ознаменовался событием, которого в постсоветской истории атомного проекта еще не случалось. 19 мая, в День советской пионерии, в Китае было начато строительство сразу четырех новых атомных энергоблоков — № 7 и 8 в составе АЭС "Тяньвань" и № 3 и 4 в составе АЭС "Сюйдапу". Пандемия и в этом случае внесла свои коррективы — Владимир Путин и Си Цзиньпин участие в церемонии заливки первого бетона приняли в режиме видеоконференции, а событие как для России, так и для Китая имеет большое значение.
Если АЭС "Тяньвань" для "Росатома" практически "родная" — строительство первых блоков начинал еще Минатом в уже далеком 1999 году, то с АЭС "Сюйдапу" ситуация не только новая, но и примечательная тем, что в свое время она была выделена под энергоблоки на базе реактора АР-1000 от американской компании Westinghouse. Весьма наглядное свидетельство, сотрудничество с какой страной для Китая предпочтительнее, но есть еще один момент. В мировом атомном энергетическом проекте ситуация сложилась так, что Россия и Китай не только имеют проекты реакторов поколения III+, но и умеют воплощать их в "железо" — речь идет о нашем ВВЭР-1200 и китайском HPR-1000 (он же "Дракон-1"). Французские и американские атомщики по не зависящим от нас причинам из числа лидеров перешли в догоняющие. Логично было бы ожидать, что Россия и Китай в связи с этим станут конкурентами, однако этого и в помине нет — происходящее скорее похоже на формирование общей команды.
На китайских АЭС "Росатом" уверенно берет на себя весь "ядерный остров", китайские специалисты ведут строительные работы и берут на себя оснащение турбинной части энергоблока. Результат мы уже видели — энергоблоки № 3 и 4 на АЭС "Тяньвань" были построены точно по предварительной смете и с опережением графика. Российские СМИ почему-то не обратили на это внимания, но можно быть уверенным — в тех странах, которые еще только планируют строительство собственных АЭС, результат точно увидели.
Да и трудно не увидеть, поскольку американские и французские атомные компании демонстрируют результаты прямо противоположные — и первоначальные сметы превышаются кратно, и сроки затягиваются вдвое. А то, что теперь Россия и Китай начали совместные проекты, да еще и такого масштаба, — еще один этап "рекламной кампании", содержание которой простое и ясное: "Если вы хотите построить АЭС — обращайтесь к нам, если вы хотите играть в совершенно туманные политические игры — вам не к нам". Надеемся, это станет поводом задуматься не только для Чехии, но и для Саудовской Аравии, ЮАР и других потенциальных заказчиков.
Есть и еще один, совсем уж технический момент: четыре энергоблока в составе АЭС "Тяньвань" построены на базе реакторов ВВЭР-1000 проекта 412, разработанного специально для зон с повышенной сейсмической активностью. То, что государственный регулирующий орган Китая выдал лицензию на строительство энергоблоков на базе реактора ВВЭР-1200, — это объективная оценка уровня безопасности этого проекта не только для самого Китая, но и для всех стран, сталкивающихся с частыми землетрясениями. "Мелочь", которая наверняка поможет "Росатому" успешно вести переговоры с потенциальными зарубежными заказчиками и продолжать развивать мировой атомный проект.
Июнь: Сибирь и Индия
Первый месяц лета не стал для "Росатома" поводом расслабиться: 8 июня началась заливка первого бетона для реакторного здания БРЕСТ-ОД-300 — стартовала самая важная часть реализации проекта, за которым с огромным вниманием будут наблюдать специалисты атомной энергетической отрасли всего мира. Наш портал уже рассказывал подробно о том, какое значение имеет этот реактор на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем для замыкания ядерного топливного цикла. Через два дня Госатомнадзор выдал лицензию на промышленную эксплуатацию энергоблока № 1 БелАЭС — первая реакторная установка ВВЭР-1200 за пределами России полностью вошла в строй, Белоруссия стала полноправным участником мирового атомного энергетического проекта. С учетом того, как активно участвовали в строительстве БелАЭС белорусские строительные компании, и того, что "Росатом" признал соответствующими всем "ядерным" требованиям уровень организации производства и качество производимой продукции сразу нескольких белорусских машиностроительных и приборостроительных заводов, можно констатировать еще один факт: советский атомный проект, который после 1991 года сузился до "индивидуально" российского, начинает возвращаться к привычному масштабу. Белорусские специалисты уже задействованы на строительстве АЭС "Руппур" в Бангладеш, готовятся к началу работ на АЭС "Пакш-2" в Венгрии. С учетом темпов "Росатома" работы явно хватит на всех.
Если то же, но в телетайпном стиле, то за полгода в активе "Росатома" — начало промышленной эксплуатации двух энергоблоков и начало строительства сразу шести новых. При этом, разумеется, не прекращаются работы на строительстве двух энергоблоков на базе реакторов ВВЭР-ТОИ в составе Курской АЭС, завершается подготовка к физическому пуску второго энергоблока на БелАЭС, идут работы на энергоблоках № 1 и 2 АЭС "Аккую" в Турции, на АЭС "Руппур" в Бангладеш, на энергоблоках № 3 и 4 на АЭС "Куданкулам", а также общестроительные работы на АЭС "Пакш-2" и на АЭС "Ханхикиви". В конце этого — начале следующего года можно ожидать старта строительства на АЭС "Эль-Дабаа" в Египте и подписания обязывающего контракта по строительству АЭС в Узбекистане, ожидается получение лицензии на возведение "ядерного острова" на АЭС "Пакш-2", уже согласовано строительство сразу нескольких станций замещения в России, мы ждем от Индии согласования площадки для строительства новой российской АЭС на территории этой страны. Пакет заказов на строительство новых АЭС у "Росатома" составляет от 130 до 140 миллиардов долларов, но есть серьезные подозрения, что это далеко не предел.
Статья получилась объемной, но в ней удалось рассказать только о строительстве новых АЭС, а это пусть и большая, но далеко не единственная составляющая проектов, реализацией которых занимается "Росатом". Есть серьезные успехи у АРМЗ, добывающего дивизиона "Росатома", у топливного холдинга ТВЭЛ, у "ядерных" машиностроителей и конструкторов, у "Атомфлота", у научно-исследовательского блока, "Росатом" начинает входить даже в судостроительную отрасль и намеревается строить СПГ-заводы во Владимирской области. Мы уверены, что "Росатом" еще не раз в течение этого года "заставит" нас писать о новых результатах, достигнутых в самых разных сферах его деятельности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.