ВИЛЬНЮС, 25 июн – Sputnik. Министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодиссчитает, что секторальные санкции Евросоюза в отношении Белоруссии в краткосрочной перспективе, скорее всего, окажут незначительное влияние на литовскую экономику, сообщает пресс-служба ведомства.
В четверг ЕС официально принял секторальные экономические санкции против Белоруссии. Ограничительные меры включают запрет на экспорт в Белоруссию технологий для мониторинга связи и товаров двойного назначения, ограничение торговли с Белоруссией нефтепродуктами, калийными удобрениями, табачными изделиями.
Санкции на удобрения составят до 20 процентов от общего количества, перевезенного компанией "Литовские железные дороги" (Lietuvos Geležinkeliai, ЛЖД) и перегруженного в Клайпедском порту. Кроме того, введенные запреты не влияют на действующие контракты, заключенные до принятия постановления ЕС.
Предполагается, что для ЛЖД это составит 2,5 миллиона тонн перевезенных удобрений, то есть до 14 миллионов евро снижение доходов. Кроме того, до десяти миллионов евро не будет собрано с пользователей железнодорожной инфраструктуры.
Те же 2,5 миллиона тонн удобрений перегружается через Клайпедский порт, то есть также до 20 процентов будет снижение переваливаемых удобрений. По данным Минтранса, порт в Литве потеряет до трех миллионов евро доходов, а портовые стивидорные компании - до 11 миллионов евро доходов.
"Нашим главным приоритетом является дальнейшая диверсификация грузопотоков, как географически, так и с точки зрения клиентов и перевозимых грузов, чтобы зависимость от того или иного региона была меньше. Потому что даже без санкций мы не можем знать, как эта соседняя страна поведет себя и отреагирует", - подчеркнул Скуодис.
По словам министра, Клайпеда уже несколько лет активно инвестирует в диверсификацию грузов, углубление морского порта и расширение южной части. У Литвы есть потенциал для привлечения новых крупных производителей, например, в области производства аккумуляторов для электромобилей, для развития сборки ветряных электростанций или производства их компонентов.
Соответственно, у Клайпедского порта есть возможность перегрузки, а у железных дорог - перевозки дополнительных грузов этой промышленности, утверждает Минтранс.
Комментируя санкции, президент Литвы Гитанас Науседа признал, что опосредованно санкции затронут и Литву, предприятия которой особенно активно сотрудничают с партнерами из соседней страны в сфере транзита через Клайпедский порт белорусских нефтепродуктов и удобрений. По словам Науседы, нельзя принимать ограничительные меры и рассчитывать, "что они никак нас не затронут".
Отношения Литвы и Белоруссии
Отношения Белоруссии и Запада обострились после того, как в Минске был задержан блогер Роман Протасевич. Это произошло после того, как самолет Ryanair совершил экстренную посадку из-за сообщения о минировании. Рейс летел по маршруту Афины – Вильнюс. Позднее информация о минировании не подтвердилась.
Протасевич проходит в Белоруссии по нескольким уголовным статьям. Кроме того, он является автором двух Telegram-каналов, которые в республике признаны экстремистскими.
Инцидент вызвал бурную реакцию в западных странах. Литва настаивает на введении новых санкций.
Белоруссия заявила, что сообщение о минировании самолета поступило на электронную почту минского аэропорта. Командир экипажа сам принял решение совершить посадку в Минске. Позже авиавласти страны опубликовали расшифровку разговора с белорусским диспетчером пилота самолета Ryanair. В ней не содержится каких-либо угроз со стороны диспетчера в адрес экипажа.
Это не первый случай вынужденной посадки самолета. Так, в Австрии в 2013 году вынужденно сел самолет президента Боливии Эво Моралеса. Испания, Италия, Франция и Португалия закрыли для него воздушное пространство из-за слухов, что на борту может находиться бывший агент ЦРУ Эдвард Сноуден, обвиняемый в США в разглашении государственной тайны. Тогда США потребовали обыскать самолет, однако Сноудена там не нашли. Боливии принесли извинения за этот инцидент.