Возникает вопрос: что здесь происходит? Является ли это новым (пере-)разделом и если да, то каковы его вероятные перспективы?
Чтобы выяснить это, начнем с фактов. А именно: в прошлом месяце в Сейме законопроект о легализации партнерства, инициированный коалицией СО-ХДЛ, "Движения либералов" и Партии свободы, был отклонен с перевесом в два голоса. И, как известно, этому результату способствовали пять (из 11) депутатов СДПЛ, которые, не одобряя "радужную" повестку дня, также проголосовали против: Видмантас Канопа, Томас Бичюнас, Кястутис Вилкаускас, Вилия Таргамадзе и Людас Йонайтис.
Казалось бы: что здесь не так? Вроде ничего, только вот однополое партнерство было включено в предвыборную программу СДПЛ в 2020 году, поэтому голосование указанных депутатов в этом отношении явно противоречило официальной позиции партии, которая здесь почти не отличается от позиций "радужной" коалиции.
Что ж, это не могло понравиться тем, для кого важны вышеперечисленные положения программы (хорошие они или плохие – вопрос отдельный). Некоторым соцдемам это не понравилось, как лично, так и идеологически.
Например, давний распространитель идеологии ЛГБТ в Литве, председатель Ассоциации толерантной молодежи (TJA) и одновременно член СДПЛ в течение нескольких лет Артурас Рудоманскис заявил, что покидает партию: "В контексте презентации законопроекта о партнерстве я понял, что для большинства членов СДПЛ, для искренне поддерживаемых представителей в Сейме я менее человек. СДПЛ, которая причисляет себя к европейской команде прогрессистов, при голосовании обогнали даже консерваторы".
Так переживает персонаж, не скрывающий своей гомосексуальности.
С другой, более академической стороны у нас есть Андрюс Бельскис, профессор Университета Миколаса Ромериса, который также покинул СДПЛ. Он тоже не пожалел критики в адрес партии: "Номенклатура партийной ДНК, афера либерального трудового кодекса, неспособность ввести прогрессивные налоги, ретроградное отношение к ЛГБТ… и многое другое в конечном итоге привело к моему разочарованию в этой партии".
Но кроме критики Бельский предлагает еще кое-что: "<...> Литовские социал-демократы, как, кстати, и в других странах Европы, политически и ценностно являются партией на последнем издыхании. Я не вижу смысла в ней оставаться. Пришло время создать что-то новое, что-то лучшее!"
Наряду с Рудоманскисом и Бельскисом из СДПЛ уходят и другие, в основном молодые и, как правило, исповедующие левые западные идеи.
Руководство СДПЛ во главе с новоизбранным председателем Вилией Блинкявичюте между тем не очень расстроено: по их мнению, в последнее время в партию приходит больше членов, чем уходит, так что в этом случае нет обширного, особенно опасного раскола. Несмотря на это, разрыв все же произошел. И чтобы оценить его, мы должны сначала понять.
Итак, от СДПЛ откалываются некоторые члены. Это, кстати, происходило и раньше, в начале председательства Гинтаутаса Палуцкаса (когда откололись "социал-демократические трудовики"), но на основе чисто прагматических, а не политико-идеологических принципов. На этот раз, однако, все иначе: раздел определяется именно такими мотивами. Остается выяснить их конкретику. А она такова: СДПЛ на самом деле ни больше ни меньше как "номенклатурная" партия постсоветской элиты. Только – в отличие от консерваторов – занимает левую нишу. И так со времен Литовской демократической рабочей партии Альгирдаса Бразаускаса и, с некоторыми оговорками, до наших дней. А такие партии являются лишь инструментами системного администрирования, выборов и клановой борьбы: в них нет идеологического уровня. Правда, в соответствии с особенностями места и времени приходится приспосабливаться к определенным слоям общества и народным настроениям. Но не более того.
А в Литве эти настроения, особенно в том, что касается традиционного электората СДПЛ, таковы: огромная масса ориентирована в социально-экономическом плане на так называемых политических левых, при этом ассоциируя себя с традиционными ценностями, которые по сей день подвергаются самым яростным нападкам в западном мире. Эти установки, конечно, спонтанные, им не хватает концептуализации и артикуляции, но их все же нужно учитывать (например, в 2016 году на них практически и выплыл "Союз крестьян и зеленых Литвы"). С ними до Палуцкаса – хоть и из демагогических соображений – руководство СДПЛ пыталось считаться.
Между тем обсуждаемые нами сейчас "отщепенцы" СДПЛ последовательно придерживаются идеологической позиции западных левых (так называемых лефтистов – "радужных" левых). И это, конечно, предполагает всю повестку ЛГБТ – только уже не в неолиберальном (как в случае с Партией свободы), а в левой упаковке. И эти персонажи были неким, скажем, левым флангом СДПЛ.
На самом деле в его состав входит ряд беспартийных, но де-факто связанных организаций: сеть "Жизнь слишком дорога", "Профсоюз 1 мая", институт "Демос", уже упомянутый TJA и другие. И, что неудивительно, эта компания получает гранты как от немецкого, так и от европейского Фонда Розы Люксембург. И их цель, конечно же, превратить СДПЛ в последовательную левую партию западного образца. По сути, в левый аналог Партии свободы.
Когда "Движение либералов" распалось, родилась Партия свободы, и здесь происходит нечто подобное, хотя и в гораздо более скромных масштабах. И возникает вопрос: получится ли из этого партия. Он, конечно, открыт. Но даже если ответ будет утвердительным, все еще сомнительно, что "новая левая" партия добьется такого же успеха, как ее правая коллега, поскольку ниша уже занята и социальная основа для такой политики в Литве все еще достаточно ограничена.
Таковы, казалось бы, перспективы (пере-)раздела СДПЛ. Ничего более приличного из этого не выйдет, как и из самой СДПЛ. Если только агрессивная "радужная"/постмодернистская политическая группировка – не более того. Между тем возможна ли в Литве реальная и здоровая левая альтернатива СДПЛ, концептуализирующая и артикулирующая как левые, так и традиционные патриотические настроения народа, – словом, левопатриотическая сила, как когда-то созданный Альгирдасом Палецкисом "Социалистический народный фронт", – это отдельная тема, к которой мы еще не раз вернемся в других статьях.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.