ВИЛЬНЮС, 5 мая – Sputnik. Главная комиссия по служебной этике (VTEK) прекратила расследование поведения бывшего премьер-министра Литвы Саулюса Сквернялиса, сообщает пресс-служба ведомства.
Согласно данным VTEK, проводилось расследование, не нарушил ли Сквернялис, будучи премьером, положения закона о согласовании общественных и частных интересов (VPIDĮ), когда в июле прошлого года наградил тогдашнего министра здравоохранения Аурелиюса Веригу оружием. Награда могла считаться стимулом.
В январе прошлого года VTEK признала, что тогдашний министр здравоохранения имел конфликт интересов в решении вопросов, касающихся Каунасской клиники при Литовском университете медицинских наук (LSMU). В то время исполняющий обязанности премьер-министра Сквернялис отвечал за контроль выполнения VPIDĮ в правительстве.
Установлено, что в июле прошлого года тогдашний премьер-министр наградил министра здравоохранения пистолетом Glock 17 за заслуги в обеспечении общественной безопасности летом 2020 года. Это было сделано в соответствии с положениями закона о контроле за оружием и боеприпасами.
Собранный в ходе расследования материал показывает, что продвижение государственной политики не регулируется никакими законодательными актами: нет порядка такого поощрения, способов поощрения, указаний, кого поощрять. Закон о государственной службе, устанавливающий методы и основания поощрения и награждения, не распространяется на государственных политиков.
Закон о правительстве предусматривает, что решения о продвижении по службе принимаются премьер-министром, но они применяются только к государственным служащим и должностным лицам, нанимаемым премьер-министром. Положение о внутренней службе также не регулирует гарантии или ограничения государственной политики.
По мнению VTEK, награда министра в соответствии с законом о контроле за оружием и боеприпасами может, по сути, рассматриваться как стимул. Однако нет никакого правового регулирования продвижения государственной политики и нет никаких оснований утверждать, что политики могут подпадать под действие методов продвижения, установленных законом о государственной службе или статутом внутренней службы по аналогии.
Высший административный суд Литвы заявил, что в случае, если правовые нормы из-за пробелов в правовом регулировании или по другим причинам не устанавливают четкой процедуры, позволяющей субъектам правоотношений ясно понимать свои права и обязанности, ответственность за нарушение такой процедуры не может быть применена.
Правовые запреты или обязательства, несоблюдение которых может повлечь за собой строгую ответственность, должны быть сформулированы однозначно.
По мнению VTEK, положения VPIDĮ, касающиеся поощрения лиц, нарушающих этот закон, должны быть уточнены.