ВИЛЬНЮС, 18 мар – Sputnik. В Литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков (Linava) заявили о нехватке водителей как среди литовцев, так и среди иностранцев.
Кроме того, из-за пандемии коронавируса процедуры получения рабочих виз в Литве для иностранных водителей были продлены до полугода. Перевозчики не только просят помощи у государства, но и приглашают людей работать в транспортных компаниях в качестве водителей.
Linava подчеркнула, что неоднократно обращалась к правительству и различным министерствам с просьбой внести поправки в законодательство, устанавливающее максимальные квоты для работающих в литовском транспортном секторе водителей с Украины, из Белоруссии и других стран, не входящих в ЕС.
Такие требования изложены в приказе министра социальной защиты и труда, который был утвержден в октябре прошлого года без учета предложений перевозчиков. Кроме того, водители включены в список профессий, по которым в Литве не хватает персонала.
По словам генерального секретаря ассоциации Зенонаса Буйвидаса, в транспортном секторе всегда была нехватка водителей, но особенно сложная ситуация возникла с января этого года, когда вступили в силу новые ограничения и только 11600 водителей из третьих стран могут приехать в Литву на работу.
"Очевидно, что эта цифра слишком мала – она не удовлетворяет рынок транспортного сектора. Только в январе и феврале уже использовано более 30 процентов этих квот – 4042 водителя-дальнобойщика уже приехали на работу из-за границы, а оставшиеся числа просто растворятся в ближайшие несколько месяцев. Поэтому мы настоятельно приглашаем наших местных жителей, которые ищут работу, работать водителями в транспортных компаниях, хотя бы временно, и мы просим государственные учреждения пересмотреть установленные требования", – сказал Буйвидас.
По данным ассоциации Linava, средняя зарплата водителя составляет 2000 евро, а некоторые водители зарабатывают несколько тысяч евро.
В ассоциации отметили, что нехватка водителей – огромная проблема для всех перевозчиков, перевозящих грузы как в Литве, так и за рубежом. Ситуация усугубляется необходимостью соблюдения требований Пакета мобильности: водители должны каждые четыре недели возвращаться в страну регистрации для отдыха. Это означает, что компаниям нужно гораздо больше водителей, чтобы соответствовать этому требованию и организовывать смены.
Особенно много квот сокращается из-за так называемых "почтовых ящиков", когда регистрационные документы и другие формальности оформляются в Литве, но водители и автомобили работают за границей, а в Литве их даже нет физически.
Член президиума и председатель комиссии по социальным вопросам Linava Артурас Телментас утверждает, что через несколько месяцев возникнет чрезвычайная ситуация, когда все квоты будут исчерпаны, а иностранные водители не смогут получить рабочие визы на обычных условиях, им придется ждать почти полгода.
"Эта проблема решаемая, но правительство должно принимать быстрые решения и помогать транспортному сектору, который переживает все более тяжелую экономическую ситуацию. В ответственные органы написано много писем, много раз сказано, но пока никаких решений не принято, и каждый день нам дорог. Чем дольше задержка, тем больше потери для перевозчиков. Ведь мы не будем сажать роботов за руль тракторов. Например, в Литве мы можем найти механиков, грузчиков и другой технический персонал, но, к сожалению, нет водителей", – сказал он.
В Linava подчеркнули, что новая статистика также не вселяет оптимизма. В феврале в службе занятости было зарегистрировано 23,9 тысячи вакансий, а транспортно-складской сектор находится на втором месте по нехватке кадров. В настоящее время количество сотрудников, востребованных в транспортных компаниях, достигает 15,6 процента от общего количества искомых сотрудников в Литве.
В транспортном секторе Литвы работают более 70 тысяч человек и почти пять тысяч компаний, однако этот сектор постепенно сокращается из-за неблагоприятных условий для развития его деятельности в республике.