Гаспарян: Литва может заняться поиском "русского следа" в книге о Норейке

Вильнюс будет реагировать на публикацию теми же способами, что и обычно, считает историк Армен Гаспарян
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Безымянному скверу в Жирмунае в Вильнюсе дали имя "партизанского" командира Юозаса Лукши-Даумантаса. Председатель комиссии исторической памяти Вильнюса Гедиминас Яуниус рассказал, что комиссия тщательно проанализировала ситуацию со сквером, в котором была предпринята попытка увековечить борца за свободу и разместить скульптуры, возможно, прославляющие тех, с кем велось сражение.
Внучка литовского пособника нацистов выпустила книгу о преступлениях деда
Также в США после 20 лет исследований опубликовали книгу американской журналистки Сильвии Фоти "Внучка нациста: как я узнала, что мой дедушка был военным преступником" (The Nazi's Granddaughter: How I Discovered My Grandfather was a War Criminal). В книге рассказывается о деде журналистки Йонасе Норейке, который был пособником нацистов. В современной Литве его считают "национальным героем", хотя он причастен к уничтожению еврейской общины в балтийской республике.
Расследование Фоти выявило официальное сокрытие правительством роли ее деда в Холокосте.
В интервью Sputnik Литва историк и публицист Армен Гаспарян заявил, что поражает упрямство Литвы, которая не хочет признавать, что ее "герои" были пособниками нацистов.
"Понятно, что для всех международных организаций его [Даумантаса] позиционируют как борца с коммунизмом, сопротивляющегося "оккупации" и так далее. Схема очевидная. Другой вопрос, что Даумантас являлся одним из видных участников трагедии Холокоста, непосредственно в Каунасе летом 1941 года. Его вина известна любому человеку, который занимается этой темой. Документы все давным-давно опубликованы, но понятное дело, что только не на литовском языке, потому что – а зачем, тогда же померкнет ореол борца за свободу, который не щадил себя в битве с тоталитаризмом", – сказал он.
Гаспарян предположил, что вряд ли книга Фоти когда-нибудь будет издана в Литве.
"Они либо будут замалчивать само существование этой книги, либо они скажут, что Фоти – это классическая жертва русской пропаганды. В худшем для нее случае они будут стараться найти какой-то русский след в публикации этой книги. Мы со всем этим многократно сталкивались, нового тут ничего нет", – добавил публицист.