Литва ждала – Америка вернулась?

Новый президент США выступил с программной речью по внешней политике. Как это оценить? В частности, Байден дал понять, что изоляционистская политика Соединенных Штатов закончилась — США должны не только вернуться на мировую арену, но и стать ее лидером
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Сразу было понятно, что внешняя политика Джо Байдена будет отличаться от того, что делал Дональд Трамп. Ключевыми словами в его речи были дипломатия, сила, демократия (против авторитаризма), союзы (сотрудничество с партнерами) и американское лидерство (прежде всего моральное, где сила примера важнее, чем пример силы).

Блицкриг или "блицкапут": Балтии стоит подумать над третьим вариантом

В частности, Байден дал понять, что изоляционистская политика Соединенных Штатов закончилась — США должны не только вернуться на мировую арену, но и стать ее лидером. Важно отметить, что американский президент был очень жестким в отношении России и Китая, давая понять, что больше не станет терпеть их агрессивные действия (в том числе против демократии) и будет действовать с позиции силы в своих отношениях с ними. При этом он подчеркнул, что проблемы можно преодолеть только вместе с союзниками.

Заявление о прекращении вывода войск из Германии означает, что Вашингтон не намерен оставлять Европу в покое. И в целом Байден подчеркнул, что "сапог нашей армии неотделим от нашей внешней политики и приоритетов национальной безопасности". После таких слов можно предположить, что Америка пересмотрит свою политику в Ираке, Афганистане и Сирии и что фактор силы в ее действиях будет столь же важен, а возможно, даже более важен, чем дипломатия.

Теоретически все это не сулит миру ничего хорошего, но Литве это должно очень понравиться.

Агрессивный американский глобализм – неизбежный источник напряжения, способный дестабилизировать ситуацию в любом уголке планеты. Однако для Литвы разговоры о войсках США как политическом инструменте и агрессивной России — это надежда на то, что Балтийский регион окажется в центре внимания Вашингтона. Это также сигнал о том, что курс "китайской угрозы" и давления на Пекин может быть продолжен и что "демократизацию" Белоруссии, войну на Украине и деструктивные силы в Молдавии можно поддерживать еще активнее.

Но в этом контексте возникает вопрос: насколько реально то, что Америка сделает / сможет сделать то, о чем говорит? Однозначного ответа пока нет.

При наблюдении за выступлением Байдена не оставляло впечатление, что старик, которому было трудно произносить слова, вот-вот заснет и что эти слова – просто сотрясение воздуха. Понятно, что американская мощь ослабла по объективным причинам (проблемы внутри страны и усиление других центров силы). Поэтому, даже если у новой администрации президента США амбициозные международные планы, у нее может попросту не получиться их реализовать.

"Будем искать…": Литва выбирает посла в США в традициях советской комедии

Однако это не означает, что она, даже осознавая слабость страны, не будет пытаться это сделать, и нет ничего хуже отчаянных попыток рушащейся империи вернуть то, что уже утрачено.

С другой стороны, нельзя отбросить и вариант, что нынешний президент США и его команда адекватно оценивают ситуацию и используют жесткую риторику только для создания имиджа "возвращающейся Америки", а в реальность воздержатся от радикальных действий.

В этом контексте следует отметить, что даже американские эксперты, оценивая выступление Байдена, обратили внимание на его жесткий тон (особенно в отношении России), но посоветовали дождаться конкретных шагов и их результатов.

Лидер США, например, пообещал закончить войну в Йемене (видимо, надеясь начать президентство с легкой "истории успеха"). Однако гораздо более важны другие показатели, такие как судьба газопровода "Северный поток – 2" с точки зрения перспектив трансатлантических отношений, конфликт на Украине, от которого во многом будут зависеть отношения США с Россией, и политика США в отношении Гонконга и Тайваня, которая покажет подход Америки к диалогу с Китаем.

Балтийский регион может стать своеобразной лакмусовой бумажкой для нового курса США. Если Вашингтон сам и/или через НАТО ускорит процесс милитаризации (например, увеличивая там свои и/или Североатлантического союза войска и количество учений, усилит свою ПВО дополнительными вооружениями и так далее), то можно сказать, что он действительно решил "поднять ставки" в отношениях с Россией.

Литва, конечно, обрадуется, но беда в том, что такие действия могут привести к серьезному военному инциденту, который может перерасти в военное противостояние и, не дай Бог, конфликт. И в этом случае в первую очередь пострадают страны Балтии и вся Европа, а не Америка, которая хорошо умеет развязывать конфликты и потом не решать их, а подстрекать других, причем в свою пользу.

В этом контексте следует надеяться, что укрепится вариант, при котором Вашингтона много говорит, но мало делает. А если и сделает, то не в Балтийском регионе или на Украине, а где-то на Ближнем Востоке или в Восточной Азии. Есть такая поговорка: бояться надо не тех, кто громко кричит, а тех, кто молчит. Вот и проверим.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.