На прошлой неделе министр охраны окружающей среды и ядерной безопасности Германии Свенья Шульце сделала вот такое заявления, касающееся строительства магистрального газопровода "Северный поток – 2": "Если бы мы сейчас остановили проект, то причинили бы достаточно вреда, поставив под сомнение возможность принятых на основе принципов правового государства решений, и, вероятно, столкнулись бы с судебными разбирательствами". Заявление несколько неожиданное – все предыдущее время политики Германии предпочитали обходиться куда более общими фразами, а тут вдруг речь зашла о неких "судебных разбирательствах".
Если федеральный министр опасается – то чего именно, кто будет втягивать правительство Германии в некие судебные тяжбы и почему это может волновать политическое руководство страны? В Европе вообще и в Германии в частности судебные разбирательства – явление нередкое, а тут вдруг какое-то беспокойство. Предлагаю подробнее остановиться на этом весьма занимательном моменте.
Немецкие компании Wintershal Dea и Uniper и "Северный поток – 2"
"31 января 2018 года Nord Stream 2 AG получила разрешение на строительство и эксплуатацию морской части магистрального газопровода "Северный поток – 2" в территориальных водах Германии и сухопутной части в районе Любмина близ Грайфсвальда. Горное ведомство Штральзунда (центральный город района Передняя Померания – Рюген, в котором расположены Любмин и Грайфсвальд) выдало официальное разрешение на строительство 55-километрового участка газопровода в соответствии с законом об энергетической промышленности" – так выглядит официальное сообщение на сайте Nord Stream 2 AG с такой же датой.
Как и какие именно органы выдавали разрешение на строительство СП-2 на других его участках, в данном случае никакого отношения к делу не имеет, поскольку не будут являться составными частями иска немецких компаний к немецкому правительству. С того момента, как разрешение, которое горное ведомство Штральзунда подписало в строгом соответствии с действовавшим на тот момент федеральным законом, вся дальнейшая работа Nord Stream 2 AG была совершенно легитимна. Не менее легитимным было и четкое исполнение немецкими компаниями Wintershall Dea и Uniper взятых ими на себя обязательств – финансировать этапы строительства по определенному сторонами договора календарному графику.
Консорциум немецких компаний и EUGAL
Еще раз смотрим на заявление мадам Шульце: "Если мы теперь остановим…" Ключевое слово – именно "теперь". Как бы громко ни звучали политические дискуссии вокруг проекта СП-2, юридически все выглядит до смешного тривиально: остановка проекта будет означать применение нового законодательного акта задним числом. Такие иски в Европе выигрывают без малейших затруднений, это классика юриспруденции. И возможный иск к федеральному правительству не будет единственным – вслед за участниками строительства СП-2 по той же тропинке отправится и зарегистрированный в Германии консорциум компаний в составе немецкой компании Gascade Gastransport, которая владеет 51 процентов акций, немецкой компании Fluxys Deutschland, немецкой компании Gasunie Deutschland Transport Services и немецкой компании Ontras Gastransport, каждой из которых принадлежит по 16,25 процента акций.
Все то же горное ведомство Штральзунда 26 октября 2018 года выдало этому консорциуму разрешение на строительство магистрального газопровода EUGAL (European Gas Pipeline) на территории федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания. Это было последнее разрешение, которое требовалось консорциуму для начала строительства МГП: 17 августа 2018 года было получено разрешение от властей федеральной земли Бранденбург, 1 октября – от властей федеральной земли Саксония.
Разумеется, каждая из властей федеральных земель действовала в строгом соответствии с имевшимся на тот момент федеральным законодательством. То, что оператором МГП EUGAL является именно компания Gascade Gastransport, в которой 50 процентов принадлежит концерну "Газпром", в судах опять же никого не заинтересует. Важно то, что в 2018 году никто законов не нарушал, строительство МГП EUGAL, сметная стоимость которого с учетом вынужденных задержек составила 2,5 миллиарда евро (без учета стоимости выкупленных земельных участков), было совершенно легитимным.
В случае "Если мы теперь…" консорциум немецких компаний имеет все основания подать в суд на немецкое правительство – и, безусловно, выиграет. А консорциум именно так и поступит – ведь EUGAL, принятый в эксплуатацию в ноябре 2020 года, построен для того, чтобы принимать газ, который должен будет поступать по СП-2. В случае "Если мы теперь…" не будет СП-2, не будет и газа из него для EUGAL. Так что да – иск, с учетом банковских процентов и упущенной выгоды, ровно такой же алгоритм, как и в случае с Wintershal Dea и Uniper.
Инвестиции частных компаний и риски государственного бюджета
При этом суммы исков не будут совпадать со сметами строительства. Будут учтены все банковские расходы – все перечисленные выше компании пользовались кредитным финансированием. Каждая из компаний, участвовавших в строительстве и СП-2, и EUGAL, рассчитывала на получение прибыли от продажи газа конечным немецким потребителям, а компания Uniper, владеющая рядом газовых электростанций в Германии, – еще и на продаже электроэнергии. Не полученная прибыль тоже войдет в сумму иска, то есть речь будет идти о суммах, явно превышающих десять миллиардов евро.
Да, европейская судебная система торопливостью не отличается, но результат неспешного судебного разбирательства заранее известен: федеральное правительство его проиграет и будет рассчитываться с частными компаниями средствами из государственного бюджета. И вот этот момент объясняет истинную причину, по которой сделала свое заявление госпожа министр: в результате неизбежных решений судебных органов государственный бюджет будет платить частным компаниям.
Ни одна из перечисленных компаний не получала ни государственных субсидий, ни налоговых льгот, ни бюджетного финансирования – ни одного евроцента государство Германия не потратила на строительство СП-2 и EUGAL. Все происходило, опять же, в соответствии с либеральной доктриной экономики: частные компании взяли на себя весь риск за реализацию проектов, финансировали их исключительно самостоятельно. Ни один немецкий бюргер не потратил из своего кармана ни одного евро, потому политики Германии и обладали роскошью иметь самые разные мнения по поводу необходимости неистовой борьбы против газовой зависимости от России или сражений за увеличение энергетической безопасности родной для них страны. Кого-то из этих политиков интересовали только цены и ритм поступлений газа по трубопроводам, кого-то – берлинский пациент, Крым, Скрипали и "молекулы свободы". Все было весело и зажигательно, напоминало флешмоб под девизом "Весь мир – театр, а мы – застряли в цирке".
Выборы, все кандидаты – ответственные политики
Но в сентябре 2021 года в Германии состоятся парламентские выборы, и именно поэтому госпожа Шульце и призвала немецких политиков найти, наконец, дверь в здании этого цирка. Творческая инициатива какого-нибудь коверного об отказе от проекта СП-2 в связи с тем, что "Путин Навального в Крым не пускает", дружное голосование "за" – и руководители немецких компаний сообщат, что политические партии Германии изволили запустить руки в карманы немецких бюргеров, причем не как-нибудь, а по локоть.
Немецкий бюргер, как известно, миролюбив, спокоен, любит пиво и баварские колбаски, но в случае покушения на его кошелек становится смел и решителен, своим поведением гарантируя вынос партии-инициатора из выборной гонки ногами вперед. Этот мир, в общем-то, прост и циничен: пресловутая "приверженность" фрау канцлерин проекту СП-2 – это не ее симпатии к России вообще или к Владимиру Путину и Алексею Миллеру в частности. Если ее правительство, возглавляемое ее партией, допустит хищение баварских колбасок у избирателей из-за нелепого решения об остановке СП-2, то будущее "Христианско-демократического союза" Германии становится даже не туманным, а мрачным. До выборов остается менее девяти месяцев, так что сейчас уже не до благоглупостей – на кону результаты выборов, шансы попадания или непопадания в правящую коалицию. Так что, господа немецкие политики, настало время внимательно слушать и слышать слова госпожи Шульце.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.