Президент постфактум. В Литве хотят создать прижизненный культ Ландсбергиса

Январь, февраль, март – памятные для Литвы месяцы. Для одних по протоколу, формально. Для других — искренне. Для третьих – с демонстративным порывом
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

13 января 1991 года, 16 февраля 1918 года, 11 марта 1990 года – сакральные даты новейшей истории Литвы. Они торжественно отмечаются. А 16 февраля и 11 марта – еще и праздничные выходные дни. 13 января тоже пытались сделать нерабочим, и не впервые. Не удалось и в этот раз, когда отмечали тридцатую годовщину трагических событий 13 января. Не удалось узаконить и статус Витаутаса Ландсбергиса в качестве президента Литвы. И это тоже не впервые.

"Кораблю дураков" – цитатник Витаутаса. Куда пришла Литва после 13 января

Ранее в Сейме Литвы уже предпринимались попытки узаконить статус Ландсбергиса как главы государства. Однако они провалились. В парламенте не хватило голосов. Последняя попытка была в 2017 году, когда приближалось 85-летие Ландсбергиса. Об этом говорил тогдашний спикер Сейма Викторас Пранцкетис, но он так и не инициировал соответствующую резолюцию.

В этом году накануне 13 января в Сейме был зарегистрирован проект резолюции "О тридцатилетии Дня защитников свободы", подготовленный депутатом Сейма консерватором Эмануэлисом Зингерисом. В тексте содержалось фактическое подтверждение статуса бывшего председателя Верховного совета – Восстановительного Сейма, почетного председателя "Союза Отечества – Христианских демократов Литвы" профессора Витаутаса Ландсбергис как главы государства.

"Сейм Литовской Республики <...>, напоминая, что Литва во главе со спикером Верховного совета – Восстановительного Сейма Витаутасом Ландсбергисом <...> одержала историческую победу <...>", – было написано в тексте проекта резолюции.

Резолюция Сейма по сути не является нормативным правовым актом. Однако такая форма официального документа предпочтительна для политиков, когда они желают продемонстрировать оценку членов Сейма по тому или иному вопросу политической или общественной жизни. И тем самым подчеркнуть особую значимость этого вопроса для прошлого и будущего государства. Например, в 2018 году Сейм издал декларацию о признании командира "лесных братьев" Адольфаса Раманаускаса (Ванагаса) главой литовского государства.

Если бы предложенный депутатом Зингерисом проект резолюции был принят в Сейме, такой фактический текст документа мог бы стать поводом для узаконивания статуса Ландсбергиса в качестве главы государства. Вместе с тем предоставляя и гарантируя господину Ландсбергису социальные гарантии и льготы, предусмотренные законом в таком случае.

Однако при принятии резолюции Сейм в этот раз не назвал Ландсбергиса ни президентом, ни главой государства. Сейм просто прислушался к толкованию Конституционного суда о том, что законодатель не вправе создавать правовые предпосылки для приравнивания любого другого человека к президенту республики – главе государства.

В Сейме предложили "красивый шаг" в адрес "патриарха литовской демократии"

Сейм также констатировал правовую реальность того времени. В статье 86 Временной конституции (в то время называемой Временным основным законом), вступившей в силу в 1990 году, говорится: "Председатель Верховного совета Литовской Республики является высшим должностным лицом Литовской Республики и представляет Литовскую Республику в международных отношениях". Другими словами, во Временной конституции председатель Верховного совета не называется главой государства.

Все же после жарких дебатов Сейм остался верен исторической правде, и в принятой Сеймом резолюции 13 января Витаутас Ландсбергис не отождествлен с главой государства – президентом.

Однако для пропагандистов Национального радио и телевидения Литвы историческая правда неважна. Литовское национальное радио и телевидение, государственное общественное учреждение, поступило иначе. Витаутас Ландсбергис, бывший председатель Верховного совета, в программе LRT был представлен как президент. На LRT, распространив вводящую в заблуждение интерпретацию истории Литвы, взялись за детей – внушают им консервативную легенду о Ландсбергисе-президенте.

Таких примеров пропаганды и идеологической обработки становится все больше. Это постоянные попытки "прихватизировать" "Саюдис", забыв других его лидеров и их соглашение о том, что лидеры "Саюдиса" как равные должны были сменяться. Организация должна была управляться исходя из принципа, что это действительно не организация одного человека. Но с ходом времени Ландсбергис умело избавился от всех, кто мог помешать ему наслаждаться единовластием в Литве.

В литовских школах и детских садах искусственно популяризируют лично зарегистрированную консерваторами торговую марку – незабудку. С ее помощью систематически пытаются вытеснить исторические символы государства. 13 января превратилось в саморекламу консерваторов, когда звучит только одна фамилия, затмевая тех, кто отдал жизнь и здоровье во имя Литвы.

Однако обслуживающие консерваторов пропагандисты ЛРТ понимают, что годы идут и после восстановления независимости в Литве уже выросло несколько поколений людей, для которых события 13 января живы только в рассказах их родителей, бабушек и дедушек. А историю можно рассказать и с экранов телевизоров. Рассказать так, как надо.

"Слюна ненависти": в Сейме Литвы разругались из-за резолюции по 13 января

Новое поколение своими глазами не видело Ромуальдаса Озоласа, Арвидаса Юозайтиса, других лидеров "Саюдиса", не знает, что такое стоять плечом к плечу возле Сейма. Новое поколение не помнит и о том, как на заре независимости сотни тысяч литовских граждан были вынуждены эмигрировать из-за частых уголовных решений, которые причинили многомиллиардный ущерб государству.

Это напоминает советскую пропаганду, которая постоянно пыталась сформировать культ одного лидера и делала это, ориентируясь на все более младших детей. Именно ее сегодня так проклинают современные консервативные пропагандисты. В случае с Литвой в этом еще есть сходство с… Лениным. Который "пришел навсегда". И руководит из другого мира. Видя неутомимое стремление окружения Ландсбергиса сделать его президентом или, по крайней мере, обозначить его главой государства, не удивляйтесь и стремлению сделать его "вечным". Сакрализовать.

Так что наберитесь терпения – мы будем часто видеть этого "президента" еще как минимум два месяца. А потом подоспеют и другие мероприятия в честь государственных праздников и памятных дней.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.