Сталин и Литва: объективный взгляд

Репродукция картины Валерия Балабанова Трагедия
21 декабря был очередной день рождения Сталина, весьма неоднозначной, но, возможно, одной из величайших политических фигур ХХ века в СССР. В Литве этому событию не уделяют ни малейшего внимания, даже в смысле обычных антисоветских, русофобских тирад и склок.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Тем не менее Сталин и Литва – большая, актуальная и неудобная тема для историков сегодняшнего дворца. Поэтому мы ее и рассмотрим.

Президент Литвы Гитанас Науседа
Президент Литвы на фоне COVID-19 и высочайшей смертности вспомнил об СССР

Наша задача здесь – объективность, которая, как в этом, так и в любом другом вопросе, требует начинать с фактов, которые сами по себе не зависят от чьих-либо симпатий или антипатий, а просто являются тем, чем они являются, и поэтому должны быть признаны. С "глобальной" или, скажем, глобально-исторической точки зрения ключевыми фактами являются:

1. Сталин был лидером Советского Союза – государства, армия которого убила более 80 процентов нацистских солдат во время Второй мировой войны, то есть государства, сыгравшего решающую роль в разгроме гитлеровского фашизма, величайшего зла ХХ века, врага всей цивилизации.

2. Восстановление отстававшей от Запада в экономическом и технологическом плане и разрушенной в мировой войне 1914-1918 годов и Гражданской войне 1918-1922 годов страны;  беспрецедентные программы материально-технического обновления, индустриализации страны и народного образования, которые создали экономическое чудо 1930-х в Советском Союзе (с экономической, военно-технической и идеологически-моральной точки зрения), что подготовило страну к обороне в Великой Отечественной войне, – это все достигнуто при Сталине.

3. Советский Союз, который стал эквивалентной США сверхдержавой, сыграл ключевую роль в развитии Организации Объединенных Наций и системы коллективной безопасности в послевоенные годы. Без СССР как противовеса ранее полностью доминировавшему империализму Запада (Англия, Франция, США и так далее) были бы невозможны ни деколонизация, ни другие демократические национально-освободительные движения, которые получили ускорение во второй половине ХХ века. Более того – и самое главное – Советский Союз представил альтернативу капитализму как вектор развития человечества, воплощенный в системе социализма, которая действительно существовала в то время.

Все это было достигнуто ценой огромных материальных и человеческих жертв. В этом смысле ни Сталин, ни сталинский режим в СССР не были и не могли быть святыми: потому что это была конкретная историческая ситуация (то есть революция и контрреволюция, международная осада и изоляция, индустриализация, мировая война и так далее), в которой от них требовалось действовать и без которой в принципе невозможна объективная оценка предмета.

Три главных мифа о Второй мировой войне

И хотя в соседней России политические лидеры, ученые и широкая общественность – несмотря ни на последние 30 лет антисоветского дискурса, ни на так называемую советскую десталинизацию – признают необходимость такой оценки, в Литве (как и во всей Восточной Европе – формирующемся антироссийском буфер США – НАТО – ЕС) подобные соображения в публичной сфере не возникнут: они представляют собой либо нарушение статьи 170-2 УК, либо в лучшем случае крайне нежелательную интеллектуальную экзотику.

И все же здесь мы поднимаем тему Сталина и Литвы: мы мимоходом упомянули выше, каково глобально-историческое значение этой личности. Однако в этом вопросе есть и своеобразная, скажем так, не глобальная", а конкретно национальная, "узколитовская" сторона, объективное определение и оценка которой тоже должны начинаться с фактов, среди которых наиболее очевидный и при том наиболее игнорируемый тот, что победа СССР над фашистской Германией в 1941-1945 годах, во время Великой Отечественной войны, помешала последней осуществить пресловутый генеральный план "Ост", который подразумевал геноцид не только евреев или цыган, но также славян и других народов Восточной Европы (в том числе литовцев). И в этом смысле само выживание Литвы в ХХ веке связано с СССР и, соответственно, со Сталиным как его лидером.

Однако значение Сталина для Литвы проявилось не только в этом, но и в ряде других, весьма специфических вопросов национальной судьбы, которые в свое время резюмировал бывший ссыльный сталинского режима, затем член "Саюдиса" и член так называемого независимого литовского Сейма Альбинас Альбертинас (1934-2005):

"1. В октябре 1939 года вернули Вильнюс и часть Вильнюсского края. В июле 1944 года Вильнюс был освобожден не только от немцев, но и от Армии Крайова. Благодаря Сталину Вильнюс стал столицей Литвы вместо Каунаса.

2. Вернул Клайпеду, Клайпедский край Литве.

3. Не позволил отделу ЦК Политбюро ВКП (б) выслать всех литовцев в Сибирь за вооруженное сопротивление. Если бы он отдал приказ, не было бы сегодня независимой Литвы, потому что на этой территории жили бы привезенные с Востока люди.

4. Разрушенное войной народное хозяйство было не только бесплатно восстановлено, но и значительно расширено" (Gairės, 1997, № 4, с. 18).

Примаков: мы переживаем за события в странах бывшего СССР

Так что заслуги Сталина очевидны. И в России, и в Литве у них определенно была "темная" сторона, этого нельзя отрицать. Однако отказ увидеть эти "плюсы", определяемый не более чем служением нынешних историков нашего дворца антисоветской, антикоммунистической и русофобской парадигме литовской и мировой истории, не только необъективен и несущественен, но и, учитывая популярную тенденцию отождествлять коммунизм с нацизмом, а Сталина с Гитлером, выглядит просто как аморальное поведение.

В результате мы имеем "государство на основах лжи" (как называет сегодняшнюю Литву Повилас Масиленис). И эта ситуация требует исторической правды, а значит, объективности и простого здравого смысла. Этой цели стоило бы посвятить целые серии статей, книг и монографий. Здесь же, ограничиваясь скромным объемом текста, мы можем снова сослаться на процитированного выше Альбинаса Альбертинаса, который впоследствии дал по-настоящему взвешенную оценку значимости Сталина для нашей страны:

"Если мы положим добрые дела Сталина, сделанные для Литвы, на одну чашу весов, а плохие – на другую, мы увидим, какая чаща тяжелее. По моему мнению, добрые дела перевешивают плохие. Так оценивает сталинский режим в Литве политический узник этого режима. Надо забыть о личных обидах того периода и объективно оценить все сферы жизни…" (Opozicija, 2001, № 38).

И да, повторимся, так говорил бывший ссыльный. И все же – честный человек, способный выйти за пределы личностей. Может быть, найдутся литовские историки, настроенные работать в таком же духе? Собственно, как относиться к Сталину – это личное дело каждого. Но необходимы объективность и историческая правда. Вот к чему нужно стремиться, как в случае Сталина, так и во всех других случаях.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.