Литва в 2021-м: легче не будет

Конец года – хорошая возможность вспомнить, что произошло, сделать выводы и попытаться спрогнозировать хотя бы ближайшее будущее. И в мире, и в Литве событий, заставляющих задуматься, было в избытке. Временами казалось, что хуже уже быть не может. Правда ли это?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Коварный вирус и противостояние великих держав

Если попросить описать 2020 год одним словом, наверняка большинство ответит – коронавирус. Можно сказать, что он перевернул весь мир с ног на голову. По сравнению с этим финансовый кризис в 2008 году – всего лишь небольшие неудобства. В следующий год человечество вступает с надеждой, поскольку вакцинация набирает обороты. Но не покидает ощущение, что коронавирус возник не случайно, что здесь была чья-то идея. Пусть это теория заговора, но как вариант ее однозначно стоит отметить.

Транзит нефти в обмен на президентку Свету. Литва сделала неверный выбор

Возможно, цель состояла в том, чтобы проверить устойчивость мира перед серьезными глобальными вызовами. Возможно, кто-то, используя возможности (не)управляемого хаоса, решил свои политические и экономические проблемы. В последнее время, по мнению экспертов, мир приближается к новому глубокому кризису, и если выходом стала не мировая война (исторически традиционное решение в таких случаях), а пандемия, то еще полбеды, и можно надеяться, что эта операция уже подходит к концу.

Еще одним важным событием, которое до сих пор не дает покоя всему миру, оказались президентские выборы в США. Президентство Дональда Трампа стало системным вызовом вашингтонскому болоту ("глубинному государству"), и последнее использовало все доступные инструменты (движение BLM, цензура в лояльных СМИ и социальных сетях, массовая фальсификация во время выборов и так далее), чтобы предотвратить повторение "недопонимания".

Правда, американская демократия во многом была похоронена в ходе борьбы, но, как говорится, цель оправдывает средства. С другой стороны, не станет ли это Пирровой победой? В американском обществе больше нет единства, Трамп уходит, но "трампизм" остается. Вообще, Америка все больше напоминает СССР незадолго до его распада. Возможно, исход "перестройки" США будет другим, но то, что она началась, – факт.

Однако не только США, но и Европа, переживающая Brexit и восстание "молодых европейцев", сталкивается с серьезными трудностями. И это не говоря уже о проблемах трансатлантических отношений. Другими словами, Запад теперь скорее является объективно слабеющим центром силы, который, например, не смог сменить режимы в Сирии и Венесуэле.

Между тем Восток – прежде всего Китай и Россия – становится сильнее. Соответственно, их противодействие Вашингтону и Брюсселю обостряется, потому что "падающие империи" не сдаются. Поэтому в следующем году эта тенденция, вероятно, будет только усиливаться. В целом первый год президентства Джо Байдена должен дать ответ на ряд вопросов, касающихся ситуации внутри США, трансатлантического диалога, отношений Запада с Москвой и Пекином и так далее.

Ну, и в 2021 году наконец должна проясниться судьба газопровода "Северный поток – 2", который является символом вышеупомянутых проблем.

Выборы в Сейм и белорусские "шишки"

Самым важным событием в Литве в этом году были выборы в Сейм. Их контекст был весьма противоречивым, поскольку "крестьяне" и консерваторы стали не обычными политическими противниками, а непримиримыми системными врагами. Перед голосованием большинство экспертов предсказывали, что в конечном итоге будет сформировано новое левоцентристское большинство, и ошиблись.

За идентичность в Европе: Литва движется от евроскептиков к евроэнтузиастам

Но пока неясно, кому повезло больше. Консерваторы, конечно, победили, но теперь их премьер-министру, а не Саулюсу Сквернялису, нужно бороться с бушующим коронавирусом, спасать бизнес и проводить реформы. И делать это придется в условиях хрупкого парламентского большинства, коалиционного правительства и постоянного давления оппозиции. И это не говоря уже о факторе стремления президента усилить свою роль во внутренней политике.

Интересно, что сначала Литве удавалось контролировать пандемию, а теперь ее показатели заболеваемости – одни из самых высоких в Европе. В этом виноваты как объективные обстоятельства, так и бывшая власть. С другой стороны, новая власть теперь может попытаться доказать, что она является гораздо более эффективной.

В международной политике важно, что Литве удалось добиться достаточно хороших условий для получения поддержки в рамках нового долгосрочного бюджета ЕС и фонда помощи. Теперь она надеется, что отношения между США и ЕС вернутся в нормальное русло, но не очень подготовлена ​​к альтернативному сценарию. Поэтому будет интересно посмотреть, что сделает Вильнюс, если Байдену не удастся найти общий язык с Брюсселем.

И, конечно же, история с Белоруссией. С одной стороны, Литве повезло, что Светлана Тихановская оказалась в ней, потому что это позволяет Вильнюсу быть в эпицентре западной политики в отношении этой страны. С другой стороны, он уже начинает ощущать последствия линии "демократизации Белоруссии".

Сначала литовские перевозчики подвергались тенденциозным проверкам, а недавно "Белорусская нефтяная компания" остановила экспорт нефтепродуктов через терминал Klaipėdos nafta. И это может быть только начало. Но уже пора привыкнуть к тому, что Вильнюс часто не задумывается о возможных негативных результатах своих действий и не переживает из-за них.

Таким образом, мир находится в фазе серьезной трансформации, как из-за появившегося из ниоткуда коронавируса, так и из-за упадка власти Запада и его усиливающейся борьбы с Востоком. В этом контексте следует надеяться, что в наступающем году кризисов будет меньше. Литовские власти также столкнутся с серьезными испытаниями и, возможно, наконец начнут больше думать о гражданах своей страны, а не об интересах Америки и своих собственных.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.