ВИЛЬНЮС, 3 дек – Sputnik. Компания "Морской терминал ТУЛОМА" планирует построить современный терминал навалочных грузов в морском порту Мурманск.
С проектом строительства и обеспечения эксплуатации терминала предприятие стало четвертым резидентом территории опережающего развития (ТОР) "Столица Арктики".
Объем инвестиций составит более 12,5 миллиарда рублей.
Заместитель губернатора Мурманской области Ольга Кузнецова, комментируя проект, отметила его перспективность и важность, особенно с учетом того, что производство минеральных удобрений в России имеет устойчивую тенденцию к росту.
"Нельзя не отметить, что производители этой продукции реализуют поставленную президентом задачу по переориентации перевалки своей продукции с зарубежных, в первую очередь расположенных в странах Прибалтики, терминалов на морские терминалы в российских портах", – добавила она.
Ожидается, что терминал введут в эксплуатацию в марте 2023 года, а его мощность составит четыре миллиона тонн в год с возможностью увеличения до шести миллионов тонн. В результате будут созданы 249 новых рабочих мест.
На сегодняшний день резидентами ТОР "Столица Арктики" также являются "НОВАТЭК-Мурманск", "Терминал "Ударник" и "Ренейссанс Арктик". Общий объем инвестиций превышает 95 миллиардов рублей.
В мае 2020 года на территориях городского округа "Город Мурманск" и муниципального образования "Кольский район" Мурманской области была создана территория опережающего социально-экономического развития "Столица Арктики". Это первая арктическая территория опережающего социально-экономического развития с преференциями, действующими на Дальнем Востоке.
В ноябре заместитель главы Минтранса РФ Юрий Цветков заявил, что ведомство может предложить белорусским грузоотправителям построить собственный терминал для перевалки удобрений в одном из российских портов. По его словам, вопрос о перевалке белорусских нефтепродуктов в портах России находится в работе.
Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил, что Минск готов рассмотреть строительство морского терминала в Ленинградской области за счет сэкономленных средств кредита на БелАЭС.
Вопрос перенаправления белорусских грузов из портов Балтии в российские порты встал после резких заявлений и действий с литовской стороны на фоне ситуации в Белоруссии после выборов президента, на которых победил Лукашенко.
Многие эксперты считают, что если белорусский транзит уйдет из Литвы, то экономика республики существенно пострадает.
Переориентация грузов из портов Балтии в Россию
В последнее время Россия наращивает активность своих портов на Балтике. Как отмечал экс-министр экономики Латвии Вячеслав Домбровский, российская сторона, которая раньше пользовалась транзитом через балтийские порты, вот уже десять лет строит собственные порты и развивает их.
В балтийских республиках считают, что в РФ существует установка "лишить Прибалтику транзита", однако Москва просто не очень хочет зависеть от стран, которые демонстрируют недружественное и нестабильное к ней отношение.
Политики и эксперты в странах Балтии уже неоднократно выражали обеспокоенность уменьшением объемов российских грузов в портах Литвы, Латвии и Эстонии.