28 ноября (15 ноября) православная церковь отмечает день памяти преподобного Паисия Величковского.
Святой Паисий, в миру Петр Величковский, родился в 1722 году в Полтаве, в семье потомственных священников. В раннем детстве мальчик остался без отца и воспитывался матерью. В 13 лет Петр поступил в Киевскую духовную академию, но втайне мечтал начать иноческую жизнь. Спустя три года он вернулся домой и сообщил матери о намерении оставить школу и уйти в монастырь.
Мать не одобрила его намерение, но он все же пошел в Любечский монастырь, где прошел свое первое послушание – переписывал книги. Однако в этом монастыре он пробыл недолго: после преставления игумена послушник Петр покинул обитель.
В жизни юного подвижника начинается новый период – долгих поисков и горьких разочарований. Его представления о том истинном подвижничестве не совпадали с тем, что он видел, окружавшая реальность носила скорее только образ древнего монашества, чем его силу и дух.
Отчасти так было, потому что духовная жизнь в России в то время находилась в кризисе. После церковной реформы Петра I резко сократилось число монастырей, многие из них были отданы под казармы и дома инвалидов. Поэтому к середине века иноческая жизнь, лишенная старческого руководства, совершенно оскудела даже в прославленных обителях.
Так молодой подвижник стал странствующим монахом, переходя из обители в обитель.
В 1746 году преподобный предпринял путешествие на Святую гору Афон, где в 1758 году, на 36-м году, жизни принял монашеский постриг и священническое рукоположение с наречением ему имени Паисий. Именно на Афоне он начал свои труды по переводу древнего святоотеческого наследия с греческого языка на церковнославянский.
Вскоре вокруг Паисия образовалось братство, в котором зародилась традиция книжности. Они занимались собиранием писаний святых отцов и переписыванием их. Афонское пустынно-общежительное пребывание преподобного Паисия длилось 17 лет.
Во время притеснения Афона мусульманами старец уехал в Молдавию и в 1763 году поселился в пустующем Драгомирском монастыре Святого Духа. Здесь преподобный Паисий установил строгий порядок. Богослужения совершались и на церковнославянском, и на румынском. Жизнь его шла в трудах и подвигах. Братия читала и переводила творения святых отцов.
В 1779 году старец перешел в Нямецкий монастырь, где провел последние 15 лет жизни и мирно преставился в 15 ноября (28 ноября) 1794 года. Мощи святого по сей день хранятся в приднестровском Ново-Нямецком монастыре.
Переводы Паисия с греческого на церковнославянский долгое время были единственными в Малороссии и Российской империи и читались повсюду. Таковы сборник "Добротолюбие", сочинения преподобного Исаака Сирина, Феодора Студита, преподобных Варсонофия и Иоанна, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника и многое другое.
Также в этот день православная церковь почитает память святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. А на Руси 28 ноября называли Гурий, Гурьян или Гурьев день.
Про этот день говаривали: "Гурий приехал на пегой кобыле". Это означало, что в этот день, как правило, на дорогах уже было очень много грязи, некоторые пути становились труднопроходимыми.
При этом верили, что святой Гурий способен разогнать всю нечисть, которая стремится скрыться в земле, боясь морозов и зимы, до Святок. Также считалось, что если попросить у Гурия излечения от болезней, особенно от зубной боли, то недуг скоро пройдет.
Кроме того, с этого дня начинался строгий Рождественский, или Филиппов пост. Многие ходили в церковь, нельзя было злоупотреблять едой и вином и принято было проводить дни в молитвах и воздержании, тем самым спасая душу от зла.
Были и приметы, связанные с Гурьевым днем. Считалось, что если в этот день выпадет снег, то он пролежит до половодья. Также говорили, что в Гурьев день зима с коня слезает, встает на ноги, кует седые морозы, сыплет из правого рукава снег, из левого – иней.