7 ноября (25 октября по старому стилю) православные поминают преподобную Матрону (Власову) исповедницу.
Преподобная Матрона родилась в 1889 году в Нижегородской области. На день ее рождения пришелся праздник семи дев-мучениц, пострадавших во время гонений Диоклетиана в Анкире в III веке. Одну из них звали Матроной, в честь нее и нарекли будущую святую.
В возрасте шести лет Матрона осталась без отца и матери и была отдана на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь. Обитель эта была под покровительством императрицы Александры Федоровны, и средства на ее содержание отпускал императорский двор. Поэтому воспитанники монастыря не испытывали нужды.
При монастыре была и школа. После окончания трех классов у девочки обнаружились способности к рисованию. Приняв постриг, Матрона прожила в обители до самого ее закрытия в 1927 году. После чего с тремя дивеевскими сестрами святая поселилась селе Кузятове Ардатовского района.
В 1933 году Матрону обвинили в антисоветской агитации и приговорили сначала к трем годам заключения, а затем, уже в 1937 году – к десяти годам по обвинению в принадлежности к "контрреволюционной церковно-фашистской организации".
Только в 1954 году инокиню Матрону Власову по прошению ее родного брата помиловали и отпустили доживать на родину. Храма в деревне не было, зато там жили несколько дивеевских сестер, которые, несмотря на все запреты, собирались на общую молитву по домам. Вплоть до кончины 7 ноября (по новому стилю) 1963 года главным занятием матушки Матроны была молитва.
Также в этот день православные верующие вспоминают святых мучеников Мартирия и Маркиана, а в народе праздник называли "Мартирий", "Дедовские плачи".
В народе считали, что в этот день плачет даже природа – дождем или снегом. Полагалось вспомнить и пожалеть всех сирых, убогих, несчастных и обиженных.
В этот день была традиция поминать родственников – люди навещали родственником на кладбище и устраивали поминки дома, оплакивая их. Одним из проявлений любви и памяти к усопшему было содержание в чистоте и порядке его могилы, поскольку она считалась место будущего воскресения.
На кладбище, кроме уборки могилы, родственники зажигали церковную свечу, молились об умершем, читали акафист об упокоении души и в тишине и молчании вспоминали его. Также усопшим приносили пищу (яйца или брагу), чтобы предки помогли хорошему урожаю и благополучию семьи. Самим есть или пить, особенно алкогольные напитки, на кладбище запрещалось.
В некоторых областях следовало при поминании усопших ходить к реке или на поле с иконами и просить о хорошем урожае. По поверьям, умершие после сорокового дня с момента кончины могли существенно влиять на жизнь своих родных и всей деревни.
На Руси существовали в этот день и традиции, связанные с торговлей. Торгующие зерном с 7 ноября не должны были переезжать с места на место. Считалось, что, если они нарушат это правило, им не будет удачи в продаже остатков хлеба.
Что касается погоды, то в старину верили, что в Дедовские плачи и дождь плачет. Если звезды на небе светят тускло, то день будет холодным и ненастным. А вот если выпало много снега, то в следующем году стоит ожидать хороший урожай с полей.