4 ноября (22 октября по старому стилю) православная церковь поминает равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского.
Аверкий жил во второй половине II века и был родом из Иераполиса (так назывался в древности современный турецкий город Памуккале). Во времена правления Марка Аврелия (161-180) был рукоположен в сан епископа Иерапольского. По преданию, Аверкий, подражая апостолу Павлу, много путешествовал (посещал Рим, Сирию, Месопотамию), проповедовал, совершал чудеса.
Однажды во сне к нему явился ангел и велел во время праздника Аполлона сокрушить языческие идолы. Аверкий принялся исполнять повеление Божие. На шум сбежались жрецы и пришли в ужас. Вскоре об этом узнал весь город. Разгневанная толпа горожан собралась умертвить епископа за сделанное.
Узнав об этом, Аверкий отправился на место народных собраний и стал открыто обличать язычников. В толпе оказались трое бесноватых юношей, святитель же молитвой изгнал из них бесов. Это оказало сильное воздействие на собравшихся, и они сами попросили Аверкия научить их христианской вере, а большинство из них впоследствии крестились.
Аверкий за великие труды был назван равноапостольным и много лет еще служил церкви, ограждая ее от еретиков, утверждая христиан в вере и наставляя на путь истинный заблудших. Святитель Аверкий мирно скончался в возрасте семидесяти трех лет. Это произошло около 161 года.
В этот день православной церковью отмечается праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, которая почитается как чудотворная. В народе праздник в честь этой иконы называют Осенней Казанской, Бабьей заступницей.
На Руси с этого дня ожидали наступления настоящих зимних холодов. Это был один из главных женских праздников, который отмечали пышным застольем. Крестьяне верили, что если осенью был хороший урожай, то зима будет суровой. Кроме того, в этот день старались сыграть свадьбу, поскольку считалось, что тогда у семейной пары сложится счастливая судьба.
4 ноября заканчивались сезонные строительные работы. Каменщики, плотники, маляры и другие рабочие получали расчет и возвращались в свои деревни. В связи в этим на Осеннюю Казанскую устраивали пивные праздники, потчуя вернувшихся с работ мужчин.
На Казанскую проветривают и окуривают можжевельником подпол, чтобы запасы не подгнивали и не иссякали. В то же время крестьяне старались не ездить вдаль – считалось, что в дороге может случиться несчастье.