Энергетика. LIVE

В ЕС все посчитали: почему "Северный поток – 2" будет достроен

Второй год не утихают страсти вокруг реализации проекта магистрального газопровода "Северный поток – 2", и вот уже почти год мы вынуждены наблюдать, как и какие дискриминационные меры против него предпринимают США
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Страстей тем больше, чем меньше достоверной информации, а ее действительно немного – с того момента, как санкции со стороны Штатов вынудили выйти из проекта швейцарскую компанию Allseas, другая швейцарская компания Nord Stream 2AG, оператор трубопровода, заявила, что впредь не будет анонсировать никаких событий, связанных с СП-2 – новости будут поступать исключительно постфактум. В результате все мы превратились в сторонних наблюдателей, которым только и остается, что отслеживать перемещения морских судов, которые с той или иной долей вероятности могут стать участниками проекта.

Инвесторы "Северного потока – 2"

Украина решила использовать "Газпром" как вечного спонсора
Политики США без устали продолжают изобретать санкции против проекта СП-2. Это действительно интересно, но постепенно сложилось мнение, что действия Штатов направлены только и исключительно против экономических интересов России. Мнение настолько устойчивое, что уже не очень понятно, по каким причинам политики Европы, вместо того чтобы всемерно поддержать своего заокеанского сюзерена, упорно этому сопротивляются, если, конечно, не обращать внимания на точку зрения государств, которые никакого отношения к проекту СП-2 не имеют. А причины есть, причем весьма основательные, нужно только перестать оперировать политическими интересами и внимательно присмотреться, какие и чьи тут имеются интересы экономические.

По договору, подписанному в апреле 2017 года, сметную стоимость морского газопровода в размере девяти миллиардов евро в равных долях внесут российский "Газпром" как единственный акционер Nord Stream 2 AG и пять европейских компаний: французская Engie, немецкая Wintershall DEA, немецко-финская Uniper, австрийская OMV и англо-голландская Royal Dutch Shell. Все пять компаний – частные, государствами не контролируются. Вся пять финансы находили самостоятельно, в проекте нет ни одного евроцента, внесенного из государственных бюджетов европейских стран. Именно по этой причине совершенно справедлива оценка проекта СП-2, которую неоднократно давал Владимир Путин: это частный экономический проект, участие в нем политиков не имеет никакого обоснования.

Вывод, который следует из этих фактов, прост: санкции США против СП-2 – это санкции не только против контролируемого Россией "Газпрома", но и против пяти ведущих частных энергетических компаний. А эта пятерка европейских компаний – не только импортеры российского газа, но и активные, ведущие поставщики газа, причем не только в странах, где они юридически зарегистрированы, но и практически во всем ЕС и во всей Европе. Если санкции США достигнут конечной цели – пострадают европейские компании, которые все свои убытки переложат на плечи потребителей, никаких других алгоритмов капиталистическая система не предполагает.

Неважно, как именно будет реализован этот перенос – за счет роста тарифов или за счет компенсационных выплат со стороны государственных бюджетов, поскольку госбюджет – это деньги тех же налогоплательщиков. Поэтому общий вывод может быть только один: санкции США – это попытка залезть в карманы и кошельки европейских потребителей газа, а поскольку природный газ – это прежде всего энергетический ресурс, то и в карманы и кошельки европейских потребителей электрической и тепловой энергии.

Безусловно, будет нанесен ущерб и нам, жителям России – по той причине, что "Газпром" контролируется государством, не полученная "Газпромом" прибыль – это не полученные государством дивиденды и не выплаченные "Газпромом" налоги. С этим спорить не приходится, но действия США нанесут ущерб не только России – это и является одной из причин того, что европейские политики сопротивляются давлению со стороны Штатов, как могут и как умеют.

"Газпром" рассказал, от чего зависят сроки ввода "Северного потока – 2"

Однако это только одна из причин – важная, но не единственная. В последнее время как-то ушло в тень простое обстоятельство: для Европы СП-2 не является некоей "вещью в себе". Газовая магистраль не заканчивается на немецком берегу Балтики в районе городка Грайфсвальд. Для того чтобы российский газ пришел к европейским потребителям, его нужно "вести" дальше.

От Грайфсвальда до границы Чехии уже легли трубы магистрального газопровода EUGAL – две нитки, мощность – 55 миллиардов кубометров в год, совпадающая с мощностью СП-2. Чтобы газопровод не оставался чисто транзитным, то есть чтобы он не подпадал под ограничения Третьего энергопакета ЕС, обустроен газоотвод мощностью десять миллиардов кубометров, соединяющий EUGAL со столицей Германии. Оператор проекта – компания Gascade Gastransport, принадлежащая "Газпрому", и Wintershall Dea через компанию WIGA. Владельцы и инвесторы – компании, входящие в консорциум в составе: Gascade Gastransport – 50,5 процента, Fluxys Deutschland, Gasunie Deutschland Transport Services, Ontras Gastransport – по 16,5 процента, сметная стоимость без учета выкупа земельных участков – 2,276 миллиарда евро.

Эти инвестиции уже сделаны, газопровод и приемная инфраструктура на балтийском побережье к работе готовы, все проверено, технический газ уже в трубах. Если учесть стоимость земельных участков, общие затраты составили около четырех миллиардов евро, и до того момента, пока не завершен СП-2, пока по нему не пошел российский газ, эти инвестиции в буквальном смысле слова зарыты в сырую немецкую землю. И в этих инвестициях – снова ни одного евроцента бюджетных денег, все инвестиции исключительно частные, как того и требует законодательство ЕС.

Заинтересованные стороны – Чехия, Германия, Франция, Бельгия, Австрия

Но на границе с Чехией проект не заканчивается, тут его подхватывает Capacity4Gas, в который инвестирует уже чешская компания Net4Gas. Чтобы уйти от монополии на поставки газа со стороны Словакии, Capacity4Gas – альтернативный маршрут, диверсификация направлений поставок, хотя в обоих случаях газ останется российским, ведь именно он поступает в Словакию – через газотранспортную систему Украины. Чтобы "уйти" от Третьего энергопакета, Capacity4Gas "вписан" в газораспределительную систему Чехии – он тоже не будет чисто транзитным. Далее – почти тот же текст: инвестиции сделаны, трубы проложены, компрессорные станции установлены, техническая проверка завершена, еще 3,5 миллиарда евро на день сегодняшний зарыты в сырую землю – теперь уже чешскую.

Санкции против "Северного потока – 2" коснутся более 120 компаний в Европе

Однако и это еще не все: на карте можно увидеть магистральный газопровод MEGAL, уходящий из Германии в сторону Франции и Бельгии. Имевшихся мощностей MEGAL недостаточно для того, чтобы транспортировать газ, который будет попадать в Европу по СП-2, потому состоялись инвестиции в дополнительную нитку.

Однако не весь газ, прошедший через Capaсity4Gas, будет отправляться во Францию – не просто так принимает участие в финансировании австрийская компания OMV. Уже построен еще один, совершенно новый магистральный газопровод – MEGAL Süid, по которому наш газ придет в конечную точку маршрута всей этой системы новых газопроводов, на австрийский хаб "Баумгартен". Все, что связано с расширением транзитных мощностей, обошлось еще в четыре миллиарда евро, и все эти деньги тоже на день сегодняшний не работают, а мирно лежат в земле. И снова – ни единого цента из госбюджетов, только собственные инвестиции и банковские кредиты.

Судебные перспективы

Вот теперь уже можно прикинуть, как выглядит ситуация в полном ее объеме. Если США добьются успеха, то прямые убытки "Газпрома" составят 4,5 миллиарда евро (половина сметной стоимости СП-2), потери целого сонма европейских компаний – 4,5 миллиарда евро в СП-2, четыре миллиарда евро в EUGAL, 3,5 миллиарда евро в Capacity4Gas и четыре миллиарда евро – в MEGAL и MEGAL Süid. Общая сумма – более 15 миллиардов евро, больше половины из которых потрачены немецкими компаниями.

Юшков: РФ готова подвести суда под санкции США ради "Северного потока – 2"

Следующий момент: окончательные инвестиционные решения по всей системе перечисленных газопроводов были приняты в 2017 году, на основании действовавших на тот момент правил ЕС. Если завершение строительства СП-2 будет сорвано из-за того, что правительства стран ЕС присоединятся к санкциям со стороны США – это будет классический случай применения законов задним числом.

Шансы выиграть судебные иски против правительств – стопроцентные, и в этом случае речь будет идти уже не о 15 миллиардах евро, а о куда больших суммах. Европейские энергетические компании не забудут ни банковские проценты, ни упущенную выгоду – считать там умеют. И все эти практически астрономические суммы придется выплачивать из государственных бюджетов, что следует читать как "из карманов налогоплательщиков". Ну, а налогоплательщики – это ведь еще и электорат на всех мыслимых выборах, от местных до парламентских и президентских.

Остается задать сакраментальный вопрос, ответ на который совершенно очевиден: существуют ли в Европе политики, желающие прекратить свое присутствие на политической арене? Вывод из всего сказанного только один: "Северный поток – 2" будет достроен, вопрос только в сроках.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.