Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) Латвии опубликовало запрос к Генеральной прокуратуре о предъявлении экс-мэру Нилу Ушакову обвинения за хранение запрещенного устройства для видеонаблюдения, которое было замаскировано под книгу.
В июне 2019 года Ушаков получил статус подозреваемого из-за того, что в его кабинете было обнаружено самодельное записывающее устройство.
Оно было в виде картонного альбома, в который были вклеены камера и микрофон.
Ушаков предполагал, что кто-то подарил ему этот альбом. Однако KNAB книгу-фальшивку посчитали устройством стратегического назначения, предусмотренным для оперативной деятельности.
Латвийское законодательство очень строго относится к любой шпионской технике, поэтому 7 октября 2019 года было возбуждено дело о запрещенном устройстве Ушакова.
Экс-сотрудник Бюро по защите Сатверсме (SAB) Арнольд Бабрис в интервью Sputnik Литва отметил, что сначала нужно собрать доказательную базу, а потом идти в суд.
"Специальная техника, согласно нашему законодательству, лицензионна. Нелицензионное использование наказуемо. Первое – надо выяснить, кто ей пользовался. Может, Ушаков, может, не Ушаков, может, кто-то специально положил, чтобы записывать самого Ушакова. Когда будет собрана вся доказательная база, это пойдет в суд. Следователь имеет право предположить, что Ушаков сам записывал", – пояснил эксперт.
По словам Бабриса, было бы правильно, чтобы судьи оценивали, как работают следователи и полицейские.
"Идет просто разбирательство, с борьбой с коррупцией это не связано. Скорее всего, по просьбе кого-то, прокуратуры той же самой. Коррупционные дела серьезные, качество следователя высокое, и попросили, чтобы следствие провели конкретные структуры. Это не факт, что там есть подвох. С точки зрения плохой не исключаем вариант, что какой-то следователь получил конкретную установку "копать" под Ушакова. Еще хуже, если книжку эту подкинули, она там лежала и ждали удобного случая, и этого мы исключить не сможем. Вообще, правильно было, чтобы судьи писали оценку того, как работала полиция, прокуратура и какие дела приходят в суды. Уголовные дела должны расследоваться в максимально короткий срок, и нет необходимости растягивать это на годы. Наказание должно быть приведено в исполнение максимально быстро после преступления", – считает эксперт.