Прежде всего, следует понимать, что в августе 2020 года, сразу после президентских выборов в Белоруссии, была предпринята попытка с помощью совсем не большинства, а довольно активного и достаточно организованного меньшинства разжечь белорусский "Майдан". Стратегическая цель была такой: после свержения законного лидера страны Лукашенко начать массовую приватизацию государственной собственности, демонтаж промышленной и сельскохозяйственной базы… А потом, вырвав Белоруссию из объятий России, пополнить несколькими миллионами трудолюбивых и образованных белорусов костяк сил НАТО на совместном антироссийском плацдарме, в который США и Польша более или менее успешно превратили Восточную Европу.
Однако этот сценарий, заинтересовавший акул западного капитала, не сработал: вскоре после первого ухода оппозиции Лукашенко успешно мобилизовал свой электорат, который, выйдя на массовые митинги в Минске, Гродно, Гомеле, Витебске и других городах страны, продемонстрировал, что "демократизаторы" Белоруссии на самом деле представляют меньшинство населения страны.
Ни игнорирование наших якобы "свободных" СМИ, ни многочисленные бредни Науседы или Линкявичюса относительно якобы "авторитарного белорусского диктатора Лукашенко" не смогли – и не могут – опровергнуть это проявление воли белорусского народа.
И все же эти сторонники белорусской "пятой колонны" (чьим лицом и марионеткой соответствующих хозяев является Светлана Тихановская), сидящие в Литве и Польше, пока что не сдаются, поскольку они ведь работают не просто так, а исполняют более обширный, по сути, обслуживающий интересы западного империализма заказ.
Определив экономическую и стратегическую логику этих интересов выше, теперь, после инаугурации Лукашенко мы видим их более-менее открытое проявление: поскольку не только Литва, Польша или, скажем, Латвия, но и сам ЕС, и США заявили, что не признают Лукашенко законным лидером Белоруссии.
Таким образом, получается, что и белорусские "демократизаторы" в Вильнюсе и Варшаве, и хозяева последних на Западе так или иначе фактически объявили холодную войну против Белоруссии и Лукашенко, от которого они будут стремиться избавиться, как, например, от неудобного для них лидера Венесуэлы, преемника социалиста Уго Чавеса Николаса Мадуро.
Ожидает ли Лукашенко венесуэльский стиль, совершенные с благословления ЦРУ перевороты и покушения — вопрос открытый. Может быть, нет. Однако нет сомнений в том, что попытка "белорусского Майдана" не заканчивается, а приобретает несколько иной, принципиально нетрадиционный, долгосрочный характер – ведь, как говорит литовский политолог Витаутас Юрконис, попытки антигосударственного переворота и "демократические процессы" "могут длиться не только в выходные или месяцами, но и годами".
В этом контексте не стоит удивляться ни выступлениям Лукашенко о закрытии границ с Литвой и Польшей, не сближению Белоруссии и России, отражением которого стала недавняя встреча Лукашенко и Путина в Сочи и обещанный последним полуторамиллиардный кредит. А также тому, что это было продиктовано самим Западом, который не оставил склонному к оппортунизму в отношении России Лукашенко другого выхода. Это настоящая ирония судьбы.
Кроме того, именно с этой точки зрения – сближения с Россией на основе Союзного государства и, соответственно, отстранения от Запада – большое значение приобретает идея Лукашенко о новой Конституции. В контексте новой российской Конституции и теперешних событий вполне вероятно, что новая белорусская Конституция будет направлена именно на обеспечение пророссийской ориентации и укрепление государственного суверенитета.
Будет ли легко принята эта новая Конституция? Не будет ли в белорусском обществе внутренней борьбы, противостояния, раскола? На самом деле трудности и противоречия здесь совершенно неизбежны. Однако нельзя забывать, что подавляющее большинство граждан Белоруссии по-прежнему поддерживает Лукашенко – независимо от того, насколько несовершенным, какими бы сложным и неблагоприятным для Запада он ни был.
Остается вопрос: как в этом контексте поведут себя Литва, Польша и, наконец, сам ЕС? Есть момент, на который великие европейские государства, включая Германию, склонны смотреть прагматично, то есть с точки зрения экономической выгоды (в этом отношении долгосрочные притоки дешевой квалифицированной рабочей силы превалируют над важностью экономических отношений с Белоруссией для логистики и экономики в целом). Но все же остается факт, что и Германия, и ЕС в целом уже открыто выступают против Лукашенко как лидера Белоруссии.
И неудивительно: кто, кроме ЕС, еще в августе выделил 53 миллиона евро на забастовки на белорусских государственных предприятиях? Таким образом, здесь продолжается та же линия – линия "майданизации" Белоруссии, линия государственного переворота.
И можно быть уверенным, что эта линия не изменится – ведь Запад жаждет погибели Лукашенко. И в этом отношении Лукашенко "вписывается" в контекст, аналогичный контексту оказавшихся под прицелом США антиимпериалистических лидеров арабских стран – Хусейна, Каддафи и аль-Асада, последний из которых спасся только благодаря вмешательству России, как на местном, так и на международном уровнях.
Конечно, в этом случае мы надеемся избежать подобных форм конфликта. Но перед нами долгая и трудная политическая борьба, одинаково важная как для Белоруссии, так и для России и для их граждан, потому что именно на этом белорусском фронте решается вопрос: кто победит – "майданизаторы" или патриотические силы?
На этот вопрос ответит время, но ясно одно: и сейчас, и в обозримом будущем лидеры Литвы и ЕС будут продолжать ту же политику "майдана". Остается надеяться, что все их замыслы будут сопровождаться всеобъемлющими неудачами и поражениям.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.