21 сентября (8 сентября по старому стилю) православная церковь отмечает один из двунадесятых праздников – Рождество Пресвятой Богородицы.
К двунадесятым относят праздники, которые тесно связаны с событиями земной жизни Спасителя. Они делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери).
Рождение и земная жизни Богоматери не описываются ни в одном из четырех Евангелий. Упоминание о Деве Марии сохранилось в апокрифическом Евангелии Иакова II века, где говорится, что Мария родилась в небольшом галилейском городе Назарете в семье благочестивых уже немолодых супругов Иоакима и Анны.
Церковное предание гласит, что супруги Иоаким и Анна до старости оставались бездетны и очень страдали от этого. И вот однажды, когда они порознь молились о даровании им ребенка, обоим было видение ангела, возвестившего, что Господь внял их молитвам и об их потомстве будут говорить во всем мире.
Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима. После этого Анна зачала и через девять месяцев родила дочь, которую на пятнадцатый день нарекли Марией.
Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу. Поэтому, как только девочке исполнилось три года, ее ввели в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия. Именно эти события вспоминает христианский мир 21 сентября по новому стилю, а сам праздник Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью еще в V веке.
В народном календаре этот день назывался Осенинами, или Госпожинками (Оспожинками). Крестьяне отмечали праздник урожая, вознося слова благодарности Матери-Земле за ее дары. Также иногда на этот день приходится осеннее равноденствие – дата, которая соединяет в себе два праздника: духовный и земной. По своей духовной природе это день рождения Пресвятой Богородицы, а по земной сути – праздник урожая, сопровождающийся песнями и играми.
В этот день, как и в день весеннего равноденствия, в избах обновляли огонь – старый гасили и зажигали новый. В этом прослеживается повторение мотива умирания и воскрешения природы. Во избежание порчи и сглаза в новом огне сжигали старую обувь и одежду, а детей на пороге окатывали водой.
Все эти обряды были только началом празднества, которое порой затягивалось на целую неделю. Ведь чем урожайнее выдался год, тем дольше отмечали встречу осени и праздник урожая.