Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил правительству внести предложение о переориентации всех белорусских торговых потоков с портов Литвы на другие.
Как напомнил белорусский лидер, "30 процентов литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву". По словам Лукашенко, некоторые страны "зажрались", но Минск готов поставить их на место.
Как рассказал в интервью Sputnik Литва политолог, член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш, Литва в значительной степени зависит от белорусских грузов, во всяком случае, между Литвой и Латвией всегда идет конкуренция, через какой порт пойдет белорусский калий – через Клайпеду или через латвийские порты.
"В этом плане совершенно очевидно, что латыши на ближайшее время выиграют контракты. Латвия заявила о невозможности признания [экс-кандидата в президенты Белоруссии Светланы] Тихановской президентом и дистанцировалась от белорусских событий. В этом плане понятно, что Латвия понимает, что белорусские грузы пойдут через нее, а Литва в этом случае понесет существенные потери. Транспортное плечо практически одинаково. "Беларуськалий" – один из четырех глобальных поставщиков калия, грузы достаточно существенные", – напомнил эксперт.
По его оценке, если Белоруссия "будет обеспечивать загрузку лояльной Латвии", то накажет деньгами Литву и для Вильнюса это "будет достаточно ощутимо".
"Они (литовские власти. – Sputnik) уже проиграли, они уже не получат обратно. Они уже сделали все шаги, которые только могли сделать. [Экс-президент Литвы] Даля Грибаускайте постояла в цепочке – постояла. Литва стала одним из центров планирования операции против Белоруссии – стала, вместе с Польшей. Ответные санкции – вещь абсолютно запрограммированная, очевидная, и Литве-то терять уже нечего, снявши голову, по волосам не плачут. Латвия неожиданно выиграла джекпот", – отметил Коктыш.