6 августа (24 июля по старому стилю) православная церковь чтит память святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
Князья-страстотерпцы Борис и Глеб были первыми святыми, которых канонизировала Русская православная церковь.
Согласно летописям, они были младшими сыновьями великого князя Киевского Владимира Святославовича. Родились братья незадолго до крещения Руси и были воспитаны в духе христианской веры.
Едва мальчики подросли, каждому в удел великий князь дал по городу. Борису достался Ростов, а Глебу – Муром. Управляя своими княжествами, они проявляли мудрость и заботились о насаждении православной веры среди людей. Перед смертью великий князь Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и отправил в поход против печенегов.
Вскоре великий князь скончался, а его старший сын Святополк объявил себя великим князем Киевским. Он решил избавиться от Бориса и Глеба, чтобы упрочить свое положение.
Подвиг смирения, послушания и кротости сделал Бориса и Глеба поистине народными святыми. Тело страстотерпца Бориса привезли в Вышгород и в тайне ото всех положили в храме во имя святого Василия Великого. Позднее великий князь Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их рядом с мощами брата, святого князя Бориса. Останки братьев прославились многочисленными чудесами.
Память святых Бориса и Глеба в течение года чтут несколько раз, поэтому 6 августа (24 июля по старому стилю) в народе называют Борис и Глеб Летние.
С этого дня наступало самое ответственное время для крестьян – жатва, которая подводила итог многодневному труду людей.
Также продолжался период сбора ягод, поспевали черемуха и смородина, из которых хозяйки делали заготовки на зиму. На Руси черемуха ценилась за целебные свойства. Соком свежих ягод лечили различные кожные болезни, в сушеном виде черемуха использовалась для лечения инфекций и воспалений.
Сушили и другие ягоды, поскольку так они могут лучше сохраниться. Также на Бориса и Глеба принято было заготавливать березовые веники для бани, при этом уделяли внимание качеству березового листа – он должен быть нежным и бархатистым, а ветви выбирали самые длинные и тонкие.