ВИЛЬНЮС, 25 июл – Sputnik. На Белорусской АЭС завершаются пусконаладочные работы, необходимые для начала физического пуска первого энергоблока станции, полностью в промышленную эксплуатацию его планируется ввести в первом квартале 2021 года, сообщил министр энергетики Белоруссии Виктор Каранкевич.
"По всем технологическим системам завершаются пусконаладочные работы, необходимые для начала физического пуска первого энергоблока. В рамках этого этапа в реактор постепенно загрузят 163 тепловыделяющие сборки с ядерным топливом с последующим набором мощности реакторной установки", - цитирует РИА Новости заявление министра в интервью изданию "СБ. Беларусь сегодня".
По его словам, после этого начнется энергетический пуск энергоблока: будут выработаны и переданы в энергосистему страны первые киловатт-часы с атомной электростанции. За этим последуют опытно-промышленная эксплуатация с постепенным выходом на проектную мощность и комплексное опробирование первого энергоблока на номинальной мощности. "Полностью в промышленную эксплуатацию его планируется ввести в первом квартале 2021 года", - уточнил глава Минэнерго.
Он добавил, что параллельно продолжаются работы по интеграции БелАЭС в энергосистему страны. Это - строительство 800 мегаватт высокоманевренных пиково-резервных источников и сооружение на крупных электростанциях и котельных электрокотлов суммарной мощностью 916 мегаватт. Реализованы проекты по строительству и реконструкции 1700 километров высоковольтных линий электропередачи, что позволяет обеспечить поставку электроэнергии со станции в любой регион страны.
Министр также рассказал, что в соответствии с межправительственным соглашением о сотрудничестве Белоруссии и России по строительству атомной электростанции предусмотрено, что отработавшее в реакторах энергоблоков БелАЭС ядерное топливо, приобретенное у российских исполняющих организаций, подлежит возврату в Россию. "В настоящее время разрабатывается отдельное межправительственное соглашение с конкретными условиями взаимодействия с российскими партнерами в данной сфере. Безусловным приоритетом при этом была и остается безопасность", - подчеркнул Каранкевич.
БелАЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт сооружается в Островце (Гродненская область). Для первой в стране АЭС выбран российский проект поколения 3+, который полностью соответствует международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ по безопасности. Минэнерго Белоруссии сообщало, что пуск реакторной установки первого энергоблока БелАЭС намечен на июль нынешнего года, начало выдачи блоком электричества в сеть - на сентябрь-октябрь. Однако в конце июня белорусский посол в РФ Владимир Семашко заявил, что загрузка топлива на первый реактор БелАЭС начнется в августе, а 22 июля заместитель госсекретаря Союзного государства Алексей Кубрин сообщил, что запуск БелАЭС ожидается через две-три недели. Ввод второго энергоблока, по последней информации, запланирован на 2022 год.
Спор Литвы и Белоруссии из-за БелАЭС
В Литве практически сразу начали выступать против проекта атомной станции, утверждая, что он может "представлять угрозу" для балтийской республики. Несмотря на то, что ядерный объект прошел все необходимые и даже дополнительные проверки со стороны МАГАТЭ и других профильных институтов.
Литовские власти призывают все страны Евросоюза отказаться от закупок энергии с БелАЭС. На законодательном уровне в балтийской республики решили запретить доступ электроэнергии со станции на рынок страны. Также жителям ближайшим к станции районам в Литве раздают таблетки йода на случай "аварии".
Ранее стало известно, что власти страны планируют провести очередные учения по реагированию на возможные "аварии" на ядерном объекте после того, как нормализуется эпидемиологическая ситуация.
По оценке многих специалистов, Литва не сможет на уровне ЕС добиться бойкота белорусского ядерного объекта, поскольку даже "братские" республики – Латвия и Эстония – с большой настороженностью относятся к резким высказываниям и действиям Вильнюса.
Кроме того, эксперты неоднократно отмечали, что резкое сопротивление Вильнюса в вопросе БелАЭС обусловлено вовсе не технической или экологической стороной вопроса или безопасностью, а "обидой" за потерю Игналинской АЭС и боязнью потерять свои и без того слабые позиции на энергетическом рынке.