Одно дело, когда итоги года правления президента Литвы оценивают эксперты по своему усмотрению, другое — когда он сам их комментирует. Науседа провел специальную пресс-конференцию по этому поводу и дал интервью государственному телевидению, в ходе которого указал на несколько важных аспектов.
Какое оно, это "государство всеобщего благосостояния"?
Следует отметить, что сам президент заявил: "Конечно, пока что это понятие необходимо значительно наполнить содержанием, и мы пытаемся это сделать". Но в то же время он определил его очень широко.
"Наши недавние решения о единовременных выплатах, необлагаемых налогом доходах, подоходном налоге с физических лиц, повышении пенсий действительно направлены на государство всеобщего благосостояния. Но было бы большой ошибкой думать, что принцип государства всеобщего благосостояния является всего лишь решением проблемы социальной изоляции или сокращения разрыва между богатыми и бедными. Это и вопрос региональной изоляции, и прогресса нашего образования, которым мы, к сожалению, пока не можем похвастаться. Это и функционирующее здравоохранение, участие населения в управлении своей страной", — подчеркнул Науседа.
Это обо всем и ни о чем – обо всем, что хорошо. А хотелось бы более конкретной формулировки и действий. Некоторые действия все же есть, но лучше, чтобы их было еще больше, потому что в противном случае все что угодно можно рассматривать как шаг к "государству всеобщего благосостояния".
Например, если бы удалось достичь того, чтобы пенсии стали не менее 50 процентов от средней заработной платы (в настоящее время она составляет около 900 евро "на руки"), о чем говорил президент, можно было бы сказать, что действительно сделано что-то важное. Сегодня пенсии в Литве составляют около 42 процентов от средней заработной платы, в то время как средний показатель по ЕС — 61 процент.
Особенно хочется, чтобы больше было сделано в сфере борьбы с коррупцией, что, по словам президента, является его приоритетом.
В целом следует отметить, что Науседа твердо ухватился за цель "государства всеобщего благосостояния" и стремится ее достичь. Не все получается, с другой стороны, президент только в начале пути.
В то же время следует признать, что многое зависит от Сейма и правительства, отношения с которыми у Науседы изменчивы. Что же дальше?
Принципиальная конструктивность?
По словам президента, в течение года он многое открыл для себя и сделал выводы о внутренней политике Литвы, лучше научился отличать заявления и обещания от настоящей работы. "Кожа стала толще", — многозначительно пошутил глава государства.
Как этого добиться? Науседа подчеркнул, что он был конструктивным политиком, ищущим диалога и компромисса. Вместе с тем он, говоря о своих действиях при формировании правительства после выборов в Сейм, отметил: "Я буду принципиален, у меня не будет проблем с отклонением такого количества кандидатов, которое потребуется, чтобы получить подходящий результат и подходящую кандидатуру. Я очень надеюсь, что у будущей правящей коалиции будут и визия, и видение, и ценности, так как будет трудно работать, если президенту придется с помощью хлыста реализовывать принципы государства всеобщего благосостояния, а партии будут думать, как справиться с этой ситуацией".
С одной стороны, президента можно понять — он не хочет, чтобы повторилось что-то похожее на то, что было в случае с министром транспорта. В то же время он уже показал, что может найти общий язык с большинством в Сейме и правительством. Но то, как он намеревается сочетать конструктивность с большей принципиальностью, неясно. Тем более что ему, возможно, придется вновь иметь дело с главой правящих Рамунасом Карбаускисом, для которого часто только его мнение и является единственно верным.
Литве, похоже, придется столкнуться со сложным процессом формирования кабинета министров, когда никто не захочет уступить.
Зачем так сложно, если можно просто?
Внешняя политика является главной сферой ответственности президента Литвы, но очевидно, что внутренняя политика для него важнее.
На международной арене он уже определил приоритеты — США, НАТО (включая 2,5 процента ВВП на оборону) и Польша. А от Брюсселя Науседа хочет получить как можно больше денег при формировании нового долгосрочного бюджета Европейского Союза и при выделении поддержки для борьбы с последствиями коронавируса.
Это станет важным критерием оценки его деятельности, и если не удастся многого добиться, Литва сможет винить только себя, потому что "любить" США и Польшу, а денег просить у Германии и Франции сложно.
В то же время Науседа надеется на помощь Европейской комиссии в попытке договориться с Латвией и Эстонией о приобретении электроэнергии с Белорусской АЭС (БелАЭС). Дело в том, что в этом случае Литва сама себя поставила в глупое положение, еще и испортила отношения с Ригой и Таллином. Теперь Вильнюс пытается вовлечь в это и Брюссель, чтобы потом было легче оправдаться.
В целом создается впечатление, что внешняя политика не является сильной стороной Науседы да и не очень его интересует. Поэтому в этой области президент пытается идти по простейшему пути, который зачастую неэффективен, а действует более активно только тогда, когда он чувствует возможность что-то сделать. Поэтому, например, он не беспокоится о плохих перспективах трансатлантических отношений и как экономист уделяет больше внимания формированию бюджета ЕС. Но проблема в том, что эти вещи связаны, а экономика в Брюсселе неотделима от политики.
Будем надеяться, что жизнь заставит президента стать более разносторонним и гибким на международной арене.
За первый год правления Науседа как политический новичок не подвел. Были неудачи и ошибки, но он пытается учиться. Поэтому будет интересно посмотреть, что он будет делать дальше (особенно внутри страны) и как справится с "принципом маятника".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.