Единство ЕС и США на грани: Литве осталось недолго сидеть на двух стульях

Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель обратился к дипломатам Германии с программной речью о будущем Европы. После нее можно сделать несколько важных выводов
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Прежде всего, Боррель прямо заявил, что Европа переживает экзистенциальный кризис. Действительно, эпидемия коронавируса не только продемонстрировала неэффективность ЕС как института (хотя была прекрасная возможность укрепить авторитет Брюсселя), но еще больше раздробила его единство. По словам Борреля, сегодня "позиции государств-членов сильно различаются по разным вопросам" и Европейский союз жизненно нуждается в лидерстве Германии и Франции в области укрепления европейской идентичности (единства).

Приведение в чувство. "Газпром" знает, как утихомирить транзитеров

Раньше лидером Европы была Америка. Как отметил Боррель, ХХ век был веком США, но теперь центр тяжести мирового развития перемещается в Азию. Другими словами, времена "старшего брата", который из-за Атлантического океана скажет, как поступить, и обо всем позаботится, прошли. Соответственно, Европе нужно подумать о том, как жить самостоятельно.

Однако мы еще не успели свыкнуться с этой мыслью, а уже, как сказал Боррель, "растет давление в необходимости выбрать сторону" в американо-китайском конфликте. В этом контексте понятно, что Европа не хочет становиться заложником и/или инструментом этой конфронтации. Но проблема в том, что на сегодняшний день у нее нет четкой единой позиции и стратегии в отношении Китая.

В случае с Россией больше ясности уже потому, что Европе нужны российские ресурсы. Поэтому, по словам Борреля, в отношениях с Москвой необходим баланс санкций и сотрудничества. Правда, и в этом случае легче сказать, чем понять, что это значит, и сделать.

Леонков: США перекинули "сдерживание" России на Европу

Литве вышеупомянутая идея относительно фактического краха долгосрочного стратегического брака между ЕС и США и необходимости выбора сторон не обещает ничего хорошего. Конечно, можно выбрать не Берлин и Париж, а Вашингтон, который всегда был приоритетным партнером для Вильнюса. В этом случае, однако, следует понимать, что положение страны в Европе будет сложным, потому что "тот, кто не с нами, тот против нас", и иметь в виду, что отношение американцев к союзникам (которых они считают скорее подчиненными) очень эгоистично: сегодня ты полезен и тебя поддерживают, а завтра с тобой попрощаются как с ненужным балластом по принципу "ничего личного, только интересы США, которые всегда превыше всего".

Правда, какое-то время Литве, скорее всего, удастся маневрировать, потому что в Старом свете не будет порядка и четко определенного консолидированного центра (англ. Core Europe). Однако, как отметил Боррель, "мы рассчитываем на то, что Германия как председательствующее государство поможет достичь амбициозных результатов в восстановлении, следующем европейском бюджете и более широком перезапуске нашего европейского проекта".

Другими словами, сегодня амбиции Борреля (Брюсселя) интегрировать в ЕС Западные Балканы или принять активное участие в урегулировании ливийского конфликта, который является "тестом на надежность ЕС прямо у нашего порога", могут показаться не совсем обоснованным – о какой интеграции Балкан можно говорить, когда внутри союза серьезные экономические проблемы и дезинтеграционные настроения (кстати, Боррель уделил гораздо больше внимания Ливии, чем Украине, о которой он упомянул всего один раз, хотя ее гражданская война гораздо ближе к Европе, –и это не обещает ничего хорошего Киеву).

Однако тот, кто не ставит перед собой амбициозных целей, никогда их не достигнет, и считается, что рано или поздно проект "единой Европы" получит новый импульс и форму. Особенно интересен в этом контексте тот факт, что ведущие лидеры ЕС, поначалу смущенные ситуацией с коронавирусом, начали единодушно транслировать аналогичную идею о новой Европе – как будто кто-то наконец сформулировал для них новые инструкции о том, как дальше развивать проект ЕС.

Новую железную дорогу для переброски сил НАТО в Литве показали на видео

Короче говоря, борьба за будущее Европы между федералистами и националистами продолжается. Да, коронавирусный кризис нанес серьезный удар по планам первых, а вторые в его условиях почувствовали "запах крови" (достаточно почитать, что пишет Марин Ле Пен о конце глобалистского Европейского союза). Однако теперь сторонники Соединенных Штатов в Берлине, Париже и Брюсселе, похоже, решили контратаковать и вернуть утраченные позиции.

Соответственно, Литве в этом контексте нужно внимательно следить за ситуацией и готовиться к сложным стратегическим вызовам, поскольку времена трансатлантического единства действительно подходят к концу, постоянно сидеть на двух стульях (американском и европейском) не удастся, а выбор будет иметь серьезные долгосрочные последствия.

Не зря говорят: семь раз отмерь – один раз отрежь.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.