Энергетика. LIVE

Приведение в чувство. "Газпром" знает, как утихомирить транзитеров

Польские политики внезапно обнаружили, что сами загнали себя в ловушку. Настал момент снимать сливки в вопросе газопровода "Ямал – Европа", но не получается. При попытке Gas-System поднять тариф до неприемлемой величины концерн даже не будет выяснять отношения
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Агентство "Интерфакс" 13 мая опубликовало собственные расчеты по результатам работы "Газпрома" в первом квартале 2020 года. Официальные данные самой компании пока не появились, поэтому данные "Интерфакса" – предварительные. По мнению агентства, газовый концерн закончил квартал с серьезными убытками – 306,2331 миллиарда рублей против прибыли в 199,469 миллиарда рублей за такой же период 2019 года. Насколько эти расчеты совпадут с бухгалтерской отчетностью "Газпрома", мы узнаем в ближайшее время, но вполне определенные выводы можно сделать уже сейчас.

Газовый концерн попал в "идеальный шторм" – перед началом отопительного сезона подземные хранилища газа на территории Европы были заполнены значительно выше среднего, зима в Европе выдалась мягкой, а с начала марта европейские страны начали разворачивать карантинные меры против пандемии COVID-19. Одновременно три фактора влияют на снижение спроса на газ и "пробуждают" четвертый фактор – рост объемов газа на спотовом рынке, что неизбежно приводит к падению цен.

"Идеальный шторм" для поставщиков газа в Европу

Сказ о потерянной прибыли. Польша рвется заглянуть в карман к "Газпрому"
Волатильность газовых цен – прямое следствие применения на практике всех положений Газовой директивы Третьего энергопакета ЕС. Принудительный анбандлинг, разделение вертикально интегрированных компаний, привел к тому, что зачастую владельцами газа и владельцами ПХГ оказываются разные, независимые друг от друга предприятия.

Европейские компании покупают газ перед наступлением отопительного сезона и отправляют его в не принадлежащие им ПХГ на основании договоров аренды свободных объемов хранилищ. Расчет идет на то, что в зимнее время спрос на газ вырастет вместе с ценами – и вот тогда то, что находилось на хранении, можно будет продать с ощутимой прибылью.

Высокие зимние температуры не позволили осуществить эти нехитрые комбинации, и теперь таким владельцам газа приходится решать арифметические задачки: что выгоднее – продать по бросовой цене или продолжать платить за аренду объемов ПХГ в надежде, что комбинация станет возможна в следующий отопительный сезон. Но зима когда еще будет, какой будет погода, сейчас тоже не угадаешь – и на спотовый рынок поступают все новые и новые объемы газа. А рынок находится в кризисном состоянии: карантинные меры привели к резкому снижению спроса на электроэнергию, нынешний отопительный сезон уже закончился, потому цены продолжают скользить вниз.

По оценкам руководителей "Газпрома", в этом году объемы поставок российского газа в Европу снизятся до 160-165 миллиардов кубометров – это на 20 процентов меньше показателей 2019 года и соответствует уровню 2012-го. Ничего оптимистичного в этом нет, но давайте зафиксируем этот прогноз: объем поставок "Газпрома" в Европу в этом году составит около 165 миллиардов кубометров.

Отмечу, что в такой сложной ситуации оказался не только "Газпром", но и остальные поставщики газа в Европу. Вот так, к примеру, идут дела у наших самых нетрадиционных партнеров.

2 марта 2020 года: испанские компании Repsol SA и Endesa SA отказались от 200 миллионов кубометров газа, которые по долгосрочным контрактам полагалось приобрести у американской Cheniere Energy. При этом обе испанские компании согласились оплатить штрафы в соответствии с принципом "сжижай или плати".

PGNiG заявил о лидерстве России в поставках газа в Польшу

23 апреля 2020 года: десять различных европейских компаний отменили 22 июньские поставки СПГ из США. По данным Reuters, от поставок отказались такие компании, как Shell, Total, Uniper и Enel. Все компании оплатили тарифы за снижение, но от приобретения СПГ отказались.

22 мая 2020 года, Bloomberg: "Покупатели СПГ из Европы и Азии могут отменить покупку 35-45 партий сжиженного газа из США во второй месяц лета. Покупатели заявляют, что штрафов они боятся меньше, чем получить сжиженный газ, который потом негде будет хранить".

СПГ – это ведь не нефть, которую можно хранить в танкерах достаточно продолжительное время, при температуре в -161 градус, как бы хитроумно ни был устроен "термос", испарение неизбежно. Оплачивать фрахт танкера-газовоза, в резервуарах которого твоего товара с каждым днем все меньше, – сомнительное удовольствие, штраф дешевле обойдется. Так что проблемы со сбытом не только у "Газпрома", их хватает и у всех остальных.

Арифметика газовых труб и поставок газа

Однако, как бы ни было грустно, сложившаяся ситуация занимательна тем, что мы уже сейчас наблюдаем то, что должно было произойти несколько позже. "Газпром" ожидает, что в этом году европейские потребители купят около 165 миллиардов кубометров газа, остается проанализировать, каким образом это количество может быть транспортировано до территории Европы.

Консорциум немецких компаний уже завершил первую нитку сухопутного продолжения "Северного потока – 2" – магистральный газопровод EUGAL проложен параллельно МГП OPAL, поставки по которому Еврокомиссия ограничила 50 процентами его мощности. Не нарушая никаких законов, "Газпром" использует первую нитку EUGAL, в результате СП-1 работает на полной мощности в 55 миллиардов кубометров газа в год.

В соответствии с подписанным в декабре 2019 года пятилетним договором с украинскими компаниями "Газпром" в этом году может поставить через газотранспортную систему Украины 65 миллиардов кубометров газа. Мощность МГП "Ямал – Европа", проходящего через территории Белоруссии и Польши, – 33 миллиарда кубометров газа в год. Спокойно и уверенно работает "Голубой поток" мощностью 16 миллиардов кубометров газа в год. Еще не достроена вторая нитка "Турецкого потока", но по первой газ уже идет – по ней можно поставить 15,75 миллиарда кубометров за год.

Россия готовится заработать на нефти и газе гораздо больше

Финляндия, Эстония, Латвия и Литва традиционно получают газ по советской системе газопроводов "Сияние Севера" – этот квартет обычно приобретает около шести-семи миллиардов кубометров газа за год, в зависимости от зимней погоды и от того, сколько именно СПГ для Литвы поставит французский Total. Total, хоть и зарегистрирован во Франции, давно стал международным трейдером, поэтому никто не удивляется тому, что СПГ в Клайпеду приходит то из Норвегии, то с Ямала – тут уж как французам экономически выгодней, так и будет.

Все магистрали вспомнили, остается сложить приведенные цифры. У меня получается 190 миллиардов кубометров, поскольку числа после запятой не учитываю, а "Сияние Севера" считаю загруженным на шесть миллиардов кубометров. Итого: транспортные возможности "Газпрома" выше, чем объем, который предстоит поставить в течение года. То, что это не радостно, – очевидно, но есть и другая сторона медали: "Газпром" добился "свободы маневра", избавившись от необходимости выяснять отношения с каждой из стран-транзитеров, если им вздумается изменить условия договора, поднять тариф на прокачку, начать выяснять политические отношения.

"Свобода маневра" для "Газпрома"

190 миллиардов кубометров транспортных мощностей и 165 миллиардов кубометров, которые предстоит поставить, – казалось бы, разница не велика, всего 25 миллиардов кубометров. Но в эти 25 миллиардов, к примеру, "помещается" весь оставшийся до конца года объем для МГП "Ямал – Европа", долгосрочный контракт с Польшей по которому закончился 18 мая 2020 года. С этого дня работа с оператором этого газопровода идет в строгом соответствии с процедурой, предписанной обновленной Газовой директивой ЕС: оператор польского участка "Ямал – Европа", польская компания Gas-System S.A., выставляет на аукцион договоры о бронировании мощности газопровода сроками на 12 часов, сутки, неделю, месяц, квартал. А дальше как на любом другом аукционе – либо претендент на покупку появится, либо предмет торга ни у кого интереса не вызовет.

И польские политики внезапно обнаружили, что сами загнали себя в ловушку. Им очень хочется, чтобы "Газпром" платил как можно больше денег за транзит, ведь до того момента, пока долгосрочный контракт о транзите продолжался, Gas-System ежегодно получала фиксированную сумму, согласованную в межправительственном соглашении России и Польши, – чуть более пяти миллионов долларов. Причина известна: польская сторона не вкладывала деньги в строительство польского участка МГП "Ямал – Европа", все необходимые инвестиции были сделаны "Газпромом", и российская компания все эти годы возвращала вложенное.

Настал момент снимать сливки, но не получается – при попытке Gas-System поднять тариф на прокачку до неприемлемой для "Газпрома" величины российский концерн даже не будет выяснять отношения, а просто не появится ни на одном аукционе по бронированию мощностей. Аукцион на третий квартал 2020 года состоялся – "Газпром" будет платить 6,38 доллара за 1000 кубометров газа, который будет проходить по польскому участку "Ямал – Европа", то есть в четыре раза меньше, чем "Газпром" платит за транзит через ГТС Украины. Мало того, поляки и этих денег не увидят, поскольку 48 процентов акций компании EuRoPolGas, владеющей польским участком "Ямал – Европы", принадлежит "Газпрому". Но нет никаких демаршей от польской компании, никакого недовольства не звучит – все в порядке, всех все устраивает.

Польша укладывает в трубу на Балтике миллиарды евро. Зачем – Дуда его знает

Свободные транзитные мощности оказались рыночным механизмом для приведения в чувство всех, кто тащит в экономические отношения с "Газпромом" политику и политиканство. И самое замечательное, что этот механизм будет действовать и в следующем году, поскольку в 2021-м будет работать вторая нитка "Турецкого потока" – 15,75 миллиарда кубометров в год – и начнется эксплуатация "Северного потока – 2". Даже в том случае, если швейцарская компания Nord Stream 2 AG не сумеет выиграть в суде у Федерального сетевого оператора спор об ограничении мощности СП-2 и эта магистраль будет работать только на половину мощности, транзитные мощности "Газпрома" увеличатся еще на 27,5 миллиарда кубометров газа в год.

Трудно сказать, планировалась ли такая ситуация заранее или это случайное стечение обстоятельств, но есть надежда, что "свобода маневра", которая появилась у "Газпрома" на ближайшие полтора года, будет способствовать тому, чтобы страны-транзитеры научились в первую очередь думать об экономике, оставив политику в стороне.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.