22 мая (9 мая по старому стилю) православные верующие вспоминают святителя Николая, которого также называют Угодником или Чудотворцем. Его считают покровителем моряков, купцов и детей.
По преданию святой родился в III веке в греческой колонии Патара (провинция Ликия). Николай был религиозен с самого детства и полностью посвятил свою жизнь христианской вере. Он с малых лет читал Священное Писание, молился и вел праведную жизнь. Его дядя, будучи епископом, сначала поставил Николая во чтеца, а затем возвел в сан священника.
После смерти родителей Николай раздал все унаследованное состояние нуждающимся. Святой ревностно защищал христианскую верю от ересей и за свою жизнь совершил много добрых дел. Еще при жизни он прославился как защитник невинно осужденных.
После смерти святого его тело начало мироточить и стало объектом паломничества.
Православные верующие 22 мая вспоминают день перенесения мощей Николая Чудотворца в Бари, которое произошло в 1087 году. Именно тогда его мощи перенесли в церковь Святого Стефана, а само действо сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных. Через год во имя святого была построена церковь, ее освятил папа Урбан II.
На Руси к Николаю Чудотворцу обращались с просьбами уберечь скот и урожай. Этот праздник считался у крестьян важной датой в сельскохозяйственном календаре, во многих районах святого считали покровителем лошадей, поэтому день его памяти нередко называли "конским праздником".
Коней в этот день первый раз выгоняли в ночное, и все лошадники по этому случаю заказывали молебны с водосвятием, чтобы святой Никола уберег табуны от диких зверей, а также обеспечил лошадям хороший приплод и здоровье.
С Николы крестьянская жизнь постепенно шла в гору. Устанавливалась теплая погода, домашним животным хватало свежей травы, коровы и козы давали больше молока, а потому можно было не беспокоиться о том, чем накормить семью и скотину.
У лошадников и вообще владельцев скота принято было в Николин день проводить различные охранительные ритуалы, защищающие животных от хищников и прочих бед. Например, чтобы волки не тронули скот, хозяева совершали особые магические действия, как бы возводившие преграду между волком и его добычей: втыкали нож в стол или в порог, клали в печь железо, накрывали камень горшком и читали специальный заговор.
Кроме того, крестьяне соблюдали ряд обязательных запретов: не ставили изгородей в период между днями святого Юрия и святого Николая, не ели мяса на Николу Вешнего, не передавали в этот день из дома ткаческие орудия и не занимались снованием, "чтобы волки не развелись вокруг стада".
Поскольку Николай Угодник почитался покровителем плодородия, к его празднику были приурочены "хождения в жито", которые представляли собой ритуальные обходы полей и осмотр посевов. Крестьяне считали, что в канун своего праздника сам Николай Угодник обходит поля и помогает житу расти. Во время обхода угодий крестьяне по особым приметам судили о будущем урожае.
Дождь на Николин день считали предвестием удачного года.