21 мая (8 мая по старому стилю) православная церковь отмечает память апостола Иоанна Богослова (Иоанна Зеведеева) – одного из двенадцати апостолов, любимого ученика Иисуса Христа.
Согласно традиции большинства христианских конфессий, апостол Иоанн – автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий, вошедших в Новый Завет. Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.
Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию – дочери святого Иосифа Обручника. Был младшим братом апостола Иакова и рыбаком. Иоанн призван Христом в число своих учеников на Генисаретском озере.
Из евангельских повествований следует, что Иоанн, наряду с старшим братом Иаковом, тесно общался с апостолом Петром и вместе с ним входил в число приближенных Господом учеников.
Вместе с Петром и Иаковом он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира. Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения и Гефсиманского моления. Иисус послал только Иоанна и Петра в город, чтобы подготовиться к последней пасхальной трапезе. На Кресте Иисус поручил именно Иоанну заботиться о своей матери — Деве Марии.
Согласно преданию, после Успения Матери Божией апостол Иоанн направился в Эфес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. В Эфесе апостол непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, и число уверовавших росло с каждым днем.
Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведен в узах на суд в Рим. За исповедание веры в Христа апостола приговорили к смерти. Однако, выпив предложенную чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.
После длительной ссылки Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где продолжил свою деятельность. Между 85 и 95 годами апостол Иоанн написал в Эфесе Евангелие.
На Руси этот день называли "Иван Богослов", "Иван долгий", "пшеничник", "посев".
Святой покровитель этого дня очень почитался у православных. В его день пекли обетные пироги и угощали ими соседей и прохожих. Старейший человек в доме для встречи прохожего должен был выйти на большую дорогу и перекресток и усердно молиться Богу, чтоб он послал им какого-либо доброго человека разделить трудовой хлеб. Если при этом попадался какой-нибудь бедняк или странник, это считалось счастьем и божьей милостью.
Плохим знаком было никого не встретить на дороге, тогда обетный пирог нужно было скормить птицам.
Считалось, что если в этот день идут дожди, то будет хороший урожай грибов. Если вечером заметно красное небо, то погода будет хорошей, а вот если красный восход, то пройдут осадки.
Если облака как будто идут вверх, то погода будет ясной, а вот если собираются в тучи, то, скорее всего, прольется дождь.
Также считалось, что не стоит сеять пшеницу, если дуб еще не распустился.