11 мая (28 апреля по старому стилю) православные верующие чтят память мученика Максима Доростольского и его двух братьев Дады и Квинтилиана. Они жили во времена императора Диоклетиана и пострадали за веру во Христа.
Во время празднества было принято приносить жертву языческим богам. На одном из таких торжеств в Доростоле выяснилось, что три брата не подчинились указу императора и ушли к себе в деревню Озовию. После к Даде, Максиму и Квинтилиану послали воинов, которые застали их за молитвой.
Наместник императора Тарквиний предложил Максиму стать жрецом Зевса, однако тот назвал бога скверным прелюбодеем. Затем наместник обратился к его братьям, которые заявили, что Максим хорошо знает Священное Писание, а они во всем следуют ему.
Мучеников бросили в темницу. Там они молились о спасении своих душ. К ним явился ангел, который пообещал, что Бог примет их к себе.
На утро Тарквиний заявил Даде, Максиму и Квинтилиану, что они будут преданы смерти, если не принесут жертву. Мученики отказались и ответили, что Господь велел им терпеть мучения.
Их пытали несколько дней, а после убили.
11 мая было принято собирать березовый сок. Благодаря этой традиции день в народе именовали Максимом-Березосоком. Считалось, что собранный в этот день сок обладал мощной целебной и живительной силой.
Однако следовало отказаться от этой традиции, если погода была дождливой или туманной. Вместе с ненастьем березовый сок мог утратить целебные свойства. А вот в теплую солнечную погоду он, напротив, помогал лечить недуг.
Другие приметы касались ночи и утра. Так, ясный восход солнца сулил жаркое и солнечное лето. Теплая и звездная ночь предвещала обильный урожай. Если на 11 мая пели жаворонки, то крестьянину пора было браться за плуг, а если распускались березы, то настало время сеять овес.