ВИЛЬНЮС, 27 апр – Sputnik. Член Сейма Литвы Симонас Гентвилас, ассоциация перевозчиков Linava и Альянс организаций по защите прав потребителей попросили Управление по вопросам конкуренции страны объяснить, почему литовские потребители вынуждены переплачивать за топливо. Об этом сообщила пресс-служба парламента.
"В Литве существуют серьезные предпосылки для большего сокращения цен на топливо, а относительно подешевевшее топливо должно быть значительно дешевле. Трудно понять, почему, даже по сравнению с соседними Эстонией, Латвией и Польшей, потребители в Литве во время кризиса коронавируса и сопровождающего его огромного падения цен на нефть все еще платят на треть больше", – заявил Гентвилас.
Депутат обратил внимание на то, что в Литве налоги на бензин значительно ниже, чем в среднем по ЕС, однако его цена значительно выше среднего.
"Литва входит в пятерку стран ЕС, на которых меньше всего отразилось падение цен на нефть, что свидетельствует о неэффективности конкуренции на литовском рынке топлива или о возможных незаконных соглашениях между продавцами топлива", – считает парламентарий.
Глава Linava Ромас Остинскас отметил, что из-за переплаты за топливо в Литве дорожают и другие товары. В частности, в секторе логистики стоимость топлива на 40 процентов определяет конечную стоимость поездки, поэтому справедливая цена на него кране важна.
В свою очередь, вице-президент Альянса организаций по защите прав потребителей Кястутис Купшис отметил, что розничный рынок нефти в вопросе конкуренции похож на банковский сектор Литвы.
"Похоже, у нас есть сильные игроки как в банковском, так и в топливном секторах, которые в значительной степени контролируют рынок. Тот факт, что на топливном рынке существует только формальная конкуренция, демонстрирует и последний пример, когда маржа продавцов самого дешевого топлива – сжиженного газа – не только не уменьшилась, но увеличилась почти на треть, с 8,6 до 11,1 цента за литр. Парикмахеры не могут вступить в картельный сговор, потому что их очень много, а продавцов топлива сравнительно мало из-за чрезвычайно высоких затрат на выход на рынок, огромных первоначальных инвестиций и обилия разрешений. В результате исчезают сети малых АЗС, а крупные растут еще больше. При такой ограниченной конкуренции необходимо более бдительное отношение к конкурентным ведомствам", – считает он.
Экономическая ситуация во всех странах мира осложнилась из-за пандемии коронавируса. Глава Минфина Литвы Вилюс Шапока заявлял, что спад экономики страны в этом году из-за кризиса, вызванного пандемией, может составить 7,3 процента. Однако если ситуацию не удастся урегулировать до лета, падение может быть еще более ощутимым.
В Литве до 11 мая действует карантин. При этом правительстве ввело ряд послаблений для бизнеса.
Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку новой коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией. По последним данным ВОЗ, в мире зафиксировано более 2,9 миллиона случаев заражения, свыше 200 тысяч человек скончались.