18 апреля (5 апреля по старому стилю) православная церковь отмечает память мучеников диакона Агафапода и чтеца Феодула.
Агафопод и Феодул жили в Фессалониках во времена правления императоров Диоклетиана и Максимиана и состояли в церковном причте. Агафопод был глубоким старцем, а святой Феодул юношей.
Оба отличались праведной жизнью и благочестием. Однажды Феодул во сне увидел, как неизвестный человек в светлой одежде вложил ему в руку какой-то предмет. Когда он проснулся, то на самом деле увидел в руке прекрасный перстень с изображением креста. Святой решил, что это знак его будущего мученичества.
Когда император Диоклетиан издал указ о гонении на христиан, многие пытались укрыться от преследований, но Агафопод и Феодул безбоязненно продолжали проповедовать христианство.
Прознав об этом, правитель Фессалоник Фаустин приказал привести их на суд. Феодула он пытался уговорами отвратить от христианства, но тщетно. В итоге правитель предложил мученику выбор: благополучную жизнь или немедленную смерть. Святой ответил, что выбирает, конечно, жизнь, но жизнь вечную и временной смерти не боится.
Затем Фаустин стал уговаривать Агафопода. Правитель хотел обмануть его и сказал, что святой Феодул якобы уже согласился принести жертву богам. Но Агафопод не поверил этому.
Не добившись успеха, Фаустин приказал отправить мучеников в темницу, где они продолжали молиться Господу. Стража донесла об этом правителю, и их снова призвали на суд. Снова Фаустин предлагал святым отречься о своей веры и снова получил отказ.
В итоге он повелел бросить их в море.
На Руси этот день называли "Федора", "Федора-ветреница", "Федул", "Федул-ветреник", "Федулы-ветреники", "ветреник теплый".
Считалось, что с этого дня начинал дуть преимущественно теплый весенний ветер. Даже говорили: "На Федула растворяй оконницу" и "Пришел Федул – теплый ветер подул". Считалось, что в это время можно снимать зимнее утепление в доме, потому что холода точно не вернутся.
Однако считалось, что окна в дом нельзя распахивать просто так, без всяких предосторожностей. Открывая, нужно было их "заговорить", чтобы нечистая сила и болезни не проникли в дом.
Также в этот день наблюдали и за погодными приметами. Если на дне оврага осталось пятно снега величиной с корову, не больше, то можно было приступать к пахоте.