7 марта (22 февраля по старому стилю) православная церковь отмечает память святого мученика Маврикия Апамейского.
Маврикий был военачальником из Апамеи Сирийской и пострадал в 305 году во время гонений императора Максимиана Галерия (305–311) вместе с сыном Фотином и подчиненными ему 70-ю воинами.
В то время языческие жрецы донесли императору, что Маврикий рассказывает людям о Христе. Маврикия и Фотина схватили и привели на суд. Но там мученики не отреклись от своей веры – ни уговоры, ни угрозы не действовали на них.
Тогда их подвергли страшным пыткам – били, жгли огнем и терзали железными крючьями. Фотина убили на глазах его отца. Но и это испытание не сломило святого, который возрадовался, что сын не отрекся от веры и умер святым мучеником.
После этого Маврикия и его воинов отвели на болотистое место, где были целые тучи комаров, ос, оводов, и привязали к деревьям, обмазав их медом. Насекомые жестоко жалили мучеников, их томили жажда и голод. Эти муки святые терпели десять дней, пока Господь не прекратил их страдания.
На Руси день мученика Маврикия почему-то был тесно связан с прилетом грачей, однако никакого исторического объяснения этому нет. Однако в старину верили, что именно в этот день возвращаются скворцы, грачи и ласточки. Считалось, что ранний прилет птиц – к ранней весне, а ранние ласточки – к счастливому году. Этих птиц в народе очень любили.
Также, как правило, в этот день начинались полевые работы. Пока по дороге еще можно было проехать, на поля вывозили удобрения. Считалось, что на Маврикия надо незаметно взять землю из-под первой весенней сохи и тайно положить ее в избу. Полагали, что эта процедура поможет избавить дом от клопов и других насекомых.
Были и погодные приметы. Если в этот день были вьюга и метель, то приход весны отдалялся. Если же, наоборот, светило и пригревало солнце – то зелень весной и летом будет густой и сочной.
Также считалось, что если в этот день снег как будто шершавый, то есть начинает подтаивать, то это сулит хороший урожай, а вот если гладкий – то много хлеба не будет.