3 марта (18 февраля по старому стилю) православная церковь отмечает память святителя Агапита исповедника, епископа Синадского, жившего в III–IV веках.
Агапит родился в Каппадокии в царствование императоров Диоклетиана и Максимиана. Родители его были христианами. Еще в молодости он принял иночество и поступил в один из монастырей, где жили более тысячи иноков.
Научившись от них добрым иноческим навыкам, преподобный вскоре стал искусным исполнителем заповедей Господних. Он так ревностно соблюдал пост, бодрствование и молитву, что удивлял всех своим рвением. Он носил одежду из древесной коры, питался на протяжении многих дней золою вместо хлеба, отказывался от сна и при этом помогал в монастырских делах.
Господь даровал святому благодать чудотворения. Молитвой Агапит умертвил змея, а потом исцелил девицу, которая страдала от тяжкого недуга.
Узнав о том, что у преподобного большая телесная сила, император Лициний повелел забрать его из обители и против воли определил в число своих воинов. Однако во время военной службы преподобный не оставлял иноческих подвигов. Кроме того, он исцелял различные болезни не только у людей, но и животных.
В то время Лициний начал гонение на христиан, и когда многие славные мученики были подвергнуты жестоким пыткам за Христову веру, то в их числе пожелал быть и Агапит. Однако Господь спас его.
Вскоре Лициний умер, и императором стал Константин Великий. Рядом с ним находился один любимый им слуга, который был одержим нечистым духом. Узнав о способностях Агапита, император призвал его и попросил исцелить слугу. Преподобный помолился, и мужчина сразу получил исцеление.
Константин Великий хотел наградить святого, но преподобный попросил только, чтобы ему разрешили оставить военную службу и вернуться в монастырь, и император дал добро.
Спустя некоторое время после этого епископ города Синады призвал Агапита и, против его желания, рукоположил в сан пресвитера, а затем вскоре скончался. После этого Агапит был поставлен епископом Синадским.
На Руси этот день называли "Агап", "Агапит", "Кузьма", "Ярило – с птицей овсянкой", "овсянка, покинь сани".
С этим днем были связаны не только православные, но и славянские традиции. По народным поверьям считалось, что в этот день славянский бог плодородия Ярило брался за соху и борону – проверял, готовы ли они к весне, а также нещадно топил снег. Верили, что первые весенние ручейки сулили быструю, дружную весну и хороший урожай. Крестьяне в этот день начинали активную подготовку к весенним работам в поле. Прибавлялось работы и у кузнецов – им нужно было ремонтировать плуги и бороны.
Считалось, что именно на Агапа впервые после зимы начинает петь овсянка – маленькая птичка с желтоватой грудкой и зеленой спинкой. Верили, что она ведет за собой весну, а с ее появлением солнечных и теплых дней становится все больше. В ее честь пекли специальные булочки-овсянки, которыми угощали друзей и родственников, приглашая их порадоваться весне. Это угощение выносили и во двор, чтобы приманить птичек, а вместе с ними – весну и тепло.
Считалось, что если уходящей зимой было много снега – то и хлеба будет много, а если много воды по весне, то и травы будет вдоволь. А вот если на Агапа туман, то лето, скорее всего, будет дождливым.