В "Русском альянсе" считают дело Розовой "гипотетическим преувеличением"

Председатель партии заявила, что на "непроверенных данных почти десятилетней давности" были сделаны "убийственные выводы" в отношении Розовой
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ВИЛЬНЮС, 7 фев – Sputnik. Председатель партии "Русский альянс" Тамара Лоханкина заявила, что в отношении депутата Сейма Литвы Ирины Розовой Департамент госбезопасности (ДГБ) мог не соблюдать принципы прав человека. Обращение опубликовано на странице партии в Facebook.

Сжечь "русскую ведьму" на площади Вильнюса! О бедной Розовой замолвим слово

По ее словам, парламентский Комитет по национальной безопасности и обороне (КНБО), который занимается расследованием связей Розовой, должен был сначала выяснить, было ли у ДГБ разрешение прокуратуры на сбор информации о ней.

"По закону о разведке наблюдение за человеком может выполняться только после получения постановления окружного суда, которое выдается в ответ на просьбу руководителей разведывательных учреждений. В соответствии с тем же законом наблюдение не может длиться более шести месяцев. Этот срок может быть продлен еще на три месяца", – заявила Лоханкина.

Она утверждает, что за Розовой следили как минимум четыре года, а это 15 разрешений. Председатель партии считает, что комитет должен был убедиться в наличии этих документов.

Лоханкина напомнила дальнейший ход событий, а именно о справке ДГБ на парламентария, которую получил спикер Сейма Викторас Пранцкетис. Она выразила возмущение, что на "непроверенных данных почти десятилетней давности" были сделаны "убийственные выводы", что Розова представляет "угрозу" для национальной безопасности Литвы.

"Немаловажно то, что закон о разведке требует от службы госбезопасности политического нейтралитета. Однако в последнее время было немало громких дел, спровоцированных секретными справками госбезопасности, которые в конечном итоге завершились неблагоприятно для ДГБ, что, без сомнения, нанесло ущерб репутации спецслужб", – утверждает она.

Лоханкина, напомнив о предыдущих скандалах, предположила, что обвинение в адрес Розовой тоже может быть "гипотетическим преувеличением". Однако она с иронией отметила, что "информация, предоставляемая службой госбезопасности, не допускает разночтений".

В Сейме Литвы собрали подписи для начала процедуры импичмента Розовой

"Справка госбезопасности не может быть использована как инструмент для политических манипуляций. Розову обвиняют в том, что она сознательно скрыла связи с российскими дипломатами. Упор делается на слово "сознательно". Но вопрос, заданный в анкете ДГБ, был сформулирован так, что допускал разночтения. Розова ответила так, как она его поняла", – утверждает председатель "Русского альянса".

Лоханкина посоветовала ДГБ лучше проработать свою анкету, чтобы впредь не возникало подобных ситуаций. Она добавила, что в спецслужбах работают не роботы, а "люди, которые тоже могут ошибаться и даже злоупотреблять", а справки – "это не священное писание, их тоже надо проверять и анализировать".

"Закон о разведке основным принципом деятельности спецслужб провозглашает законность и соблюдение прав человека. Я не уверена, что в случае с Розовой эти принципы соблюдены", – подытожила она.

В конце января консерватор Лауринас Касчюнас объявил, что собрал 44 подписи депутатов для начала процедуры импичмента парламентарию Розовой. Он заявил, что процесс запущен на основании справки Департамента госбезопасности (ДГБ), который не рекомендовал выдавать ей разрешение на работу с секретной информацией, и показаний Пранцкетиса. Розову подозревают в том, что она могла нарушить Конституцию и присягу члена парламента из-за якобы "связей с российскими дипломатами".

При этом некоторые политики отмечали, что прежде, чем начинать процедуру импичмента, нужно дождаться завершения расследования КНБО.

"Дело Розовой"

В прошлом году в Литве Ирина Розова оказалась в центре скандала, когда выяснилось, что у нее нет разрешения на работу с секретной информацией. Это выяснилось после того, как консерваторы заинтересовались ее поездкой в Тбилиси на Межпарламентскую ассамблею православия.

Выяснилось, что у Розовой был доступ к секретным данным до 2017 года, а после того, как она запросила новое, Департамент госбезопасности ей отказал. По ее словам, она допустила ошибку в анкете и добавила, что не собиралась скрывать встречи с российскими дипломатами, о которых и так всем известно.

Воловой: оппозиция Литвы стремится к эскалации ситуации с Розовой

При этом о справке ДГБ были в курсе спикер Сейма и тогдашний глава КНБО Витаутас Бакас. Однако они не предприняли никаких действий, что также вызвало недовольство парламентариев. Консерваторы посчитали, что глава парламента намеренно скрыл от них информацию о Розовой.

После КНБО начал расследование, которое продлится до конца апреля. Комитет должен выяснить, какое "влияние" могли оказать российские дипломаты и сотрудники спецслужб на политическую систему Литвы и не были ли в это вовлечены другие литовские политики или госслужащие.

В январе Пранцкетис ответил на вопросы КНБО. Он рассказал, что, ознакомившись со справкой ДГБ, уведомил еще трех человек: Розову, главу ее фракции Риту Тамашунене и Бакаса. По его словам, он оставил инициативу начала расследования за комитетом.

Парламентарии собираются начать процедуру импичмента в отношении Розовой.

Сама Розова считает скандал "политическим заказом". По ее мнению, депутаты "вспомнили" о справке из ДГБ только тогда, когда смогли использовать ее как повод. Розова предположила, что причиной стало то, что фракция "Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей" получила два министерских портфеля.