Литва и Белоруссия в перспективе могли бы обсудить вопрос регулярных поставок нефти, а также технические возможности поставок газа, заявил глава МИД балтийской республики Линас Линкявичюс. Во вторник литовский министр находится с визитом в Минске, где проводит переговоры с главой МИД Владимиром Макеем.
Как рассказал в интервью Sputnik Литва ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, уже сейчас между Литвой и Латвией разворачивается конкуренция за транзит нефти через свои порты для Белоруссии.
"Они (Литва и Латвия. – Sputnik) понимают, что это некий шанс для них. Беларусь заявила о том, что сократит закупки российской нефти и наладит поставки альтернативные. Альтернативная для Новополоцкого НПЗ пойдет, видимо, через Прибалтику. И они конкурируют, потому что им достанутся деньги за перевалку и транспортировку нефти. Вероятно, это будут все-таки порты – и дальше железнодорожная доставка", – отметил эксперт.
По его словам, если с технологией транзита нефти для Белоруссии из Прибалтики все ясно, то насчет возможности поставок газа возникают большие вопросы.
"Литва могла бы, например, пустить газопровод в реверсе, который из России через Беларусь не проходит, но в этом случае она не получала бы прибыли за транспортировку газа в Калининградскую область. И вообще-то, она сама часть газа, около 50 процентов, получает из России. А если бы она отказалась от поставок газа из России, закупок, то тогда ей надо было бы весь свой СПГ-терминал для себя загружать. И не осталось бы тогда пропускной способности, чтобы принимать газ еще и для белорусов. Поэтому с газом все еще сложнее, чем с нефтью", – рассказал Юшков.
"Они (Белоруссия. – Sputnik) действительно могут это сделать себе в убыток, но прибалты хотят подсуетиться и заработать на этом. Я думаю, что там сейчас идет торг, чтобы это было более выгодно, чем транзит через Латвию. Белорусы хотят хотя бы где-то сэкономить, хотя на каждом барреле они будут, по сравнению с покупкой российской нефти, терять около 15, а то и 20 долларов. Они будут переплачивать на 20 долларов больше, но при этом пытаются, как ни странно, сэкономить доллар-два на транспортировке по железным дорогам, стравливая между собой Литву и Латвию в этом плане", – считает эксперт.