ВИЛЬНЮС, 12 дек – Sputnik. Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что возможность пропуска "небезопасной энергии" с БелАЭС может быть устранена, если будет осуществлен процесс синхронизации электросетей стран Балтии с Европой. Об этом сообщает ТАСС.
Литовский лидер считает, что после выхода республик из энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Литва, Латвия) и одновременного присоединения к европейским энергосетям члены ЕС будут закупать электроэнергию только друг у друга.
"В третьих странах ее [электроэнергию] нельзя будет приобрести по естественным причинам", — заявил он.
Страны Балтии намерены присоединиться к сетям континентальной Европы и выйти из энергокольца БРЭЛЛ к 2025 году. Свою позицию они объясняют стремлением обеспечить "энергетическую независимость" от России.
Некоторые эксперты считают, что после выхода Литвы из БРЭЛЛ у страны останутся только поставки энергии из Польши и энергосмычка NordBalt, которая работает с постоянными перебоями. Кроме того, могут вырасти тарифы для конечных потребителей.
Строительство БелАЭС
Литовско-белорусские отношения ухудшились на фоне строительства Белорусской АЭС под Островцом в Гродненской области, всего в 50 километрах от Вильнюса.
Литва постоянно критикует проект и призывает к его бойкоту. В частности, власти республики недовольны выбранной площадкой для объекта, которую считают небезопасной, а также тем, что строительство проходит при участии российской компании "Росатом".
Соседние балтийские республики не разделяют позицию Вильнюса. В Латвии не поддерживают Литву в вопросе блокировки электричества из Белоруссии, поскольку считают, что это может создать риски энергодефицита для других стран Балтии.
В Минске неоднократно подчеркивали, что станция строится в соответствии с нормами безопасности, и приводили конкретные факты, а международные эксперты уже подтвердили отсутствие рисков для соседних государств.
В интервью Sputnik Литва эксперт по ядерной энергетике, президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив "Основание" Алексей Анпилогов подчеркивал, что у Литвы нет никаких аргументов против БелАЭС, кроме эмоциональных.