В последнюю четверть 2019 года страницы новостных порталов и агентств заполнены новостями, посвященными трем масштабным проекта "Газпрома", которые практически одновременно вышли на завершающий этап. Уже пошли первые кубометры природного газа из Якутии в Китай по "Силе Сибири", на 8 января намечен торжественный запуск "Турецкого потока", в исключительной экономической зоне Дании круглосуточно работает целая флотилия Nord Stream2 AG, стремясь наверстать упущенное время вынужденного простоя. На фоне таких новостей в тень ушли события менее грандиозные, но имеющие большое значение сразу для нескольких стран Европейского союза.
Новый региональный газовый рынок ЕС начнет работу 1 января 2020 года
В этот же день начнет функционировать новый региональный газовый рынок, в составе которого будут действовать газовые системы Финляндии, Эстонии и Латвии – эти страны снимают все ограничения на поставки газа между собой, отменяют таможенные пошлины, и нельзя исключать, что в будущем три государства унифицируют между собой и налоговые вопросы.
Новый этап развития газовой системы Финляндии
Казалось бы, небольшое событие, не имеющее особого отношения к интересам России и остальной части ЕС, но это только на первый взгляд. Прежде всего, это действительно эпохальное событие для Финляндии, которая впервые в своей истории получает прямой доступ к подземному хранилищу газа (ПХГ) "Инчукалнс" на территории Латвии.
Геология Финляндии – дама ироничная, она не позволяет организовать ПХГ на всей ее площади, нет крупных ПХГ и на соседних территориях России и Швеции. Десятилетиями Финляндии была единственной страной ЕС, которая в буквальном смысле слова "зависела от российской газовой трубы".
Любой сбой в работе системы магистральных газопроводов "Сияние Севера", авария на любой из компрессорных станций мгновенно превратились бы в настоящую катастрофу для нашей соседки – никаких "аварийных" объемов газа в ближнем доступе у Финляндии просто не было. То, что за все время поставок сначала советского, а теперь и российского газа ничего подобного не происходило, делает честь Министерству газовой промышленности СССР и "Газпрому", который в постсоветское время неоднократно модернизировал "Сияние Севера" с целью поддержания работоспособности и повышения надежности.
Газораспределительные системы Эстонии и Латвии – это тоже часть "Сияния Севера", и на этом локальном участке за все годы тоже не было никаких крупных ЧП. Мы привыкли называть высокими технологиями всевозможные гаджеты и недовольно бурчать, что российская промышленность так и не научилась их производить, но это серьезная ошибка – высший уровень технологий в России был и есть, просто о нем редко вспоминают и редко рассказывают.
Островок стабильности расширяется
Старт работы Baltic Interconnector станет началом нового этапа отношений "Газпрома" и газовых компаний Финляндии, Эстонии и Латвии. Трейдинговые компании этих стран можно считать "единым оптовым покупателем" "Газпрома" – совокупный спрос в них достигает восьми миллиардов кубометров, вполне приличный объем.
Напомним о "геоэнергетическом парадоксе Латвии". Это прибалтийское государство с момента обретения им независимости в 1991 году стало активнейшим участником, а зачастую и инициатором русофобской политики Европы и Евросоюза – это хорошо известно. Но при этом энергетические взаимосвязи Латвии и России настолько прочны и надежны, что в реальности никакой фантасмагорической "агрессии России" не было, нет и быть не может.
ПХГ "Инчукалнс" с его 2,3 миллиарда кубометров активного хранения – уникальное явление для всего региона, в зимнее время оно обеспечивало снабжение газом самой Латвии, Эстонии, части Литвы, Псковской, Новгородской и Ленинградской областей и даже самого Санкт-Петербурга. Рядом с нашей северной столицей есть ПХГ "Гатчина", но его объем невелик – не более, чем на неделю снабжения Петербурга, а при сильных морозах и того меньше. Теперь этот "островок полного спокойствия" стал больше по площади.
Где-то совсем рядом, в том же Балтийском море, бушуют страсти вокруг "Северного потока – 2", где-то на юге "Газпром" пытается выяснить отношения с украинским "Нафтогазом" и новой компанией – оператором газотранспортной системы Украины, еще южнее Болгария не справляется с темпом работ по продолжению второй нитки "Турецкого потока" – а вот тут, на новом региональном газовом рынке ЕС, полный порядок и стабильность.
Литва – полная Independence
Но и это не все, что связано с началом работы Baltic Interconnector. Напомним, что еще в 2015 году Европейская комиссия приняла решение о cвоем участии в финансировании сразу трех газовых магистралей – Baltic Pipe по дну Балтийского моря между Данией и Польшей, GIPL (Gas Interconnector Poland Lithuania) и Baltic Interconnector. Не скрывала ЕК и конечной цели создания этого трио магистралей – обеспечить независимость стран Прибалтики, Финляндии и Польши от поставок российского трубопроводного газа. А вот с реализацией этого замысла происходит нечто, что невольно вызывает в памяти классическое фразу покойного Михаила Задорнова.
Магистральный газопровод здорового человека строится в направлении от месторождения к потребителям. Система магистральных газопроводов, строящихся под чутким руководством Евросоюза, располагается с точностью до наоборот. Разрешение на строительство Baltic Pipe Датское энергетическое агентство (ДЭА) выдало в октябре 2019 года, как раз когда эстонские и финские специалисты заканчивали укладку труб морской части Baltic Interconnector.
Новаторством такого подхода и не преминули воспользоваться газовые компании Финляндии, Эстонии и Латвии: "Вы там, господа хорошие, решайте ваши проблемы с Baltic Pipe и GIPL как хотите и сколько хотите, а у нас на троих и так все в полном порядке. Закончите – звоните, пишите, мы будем рады вашим успехам". Решение о создании локального рынка было принято еще в октябре 2018 года, и никаких аргументов у Еврокомиссии против такого "сепаратизма" не было, нет, да и не будет в ближайшие годы.
Почему не будет? Мы ведь живем в геоэнергетическом мире, в котором энергетика и политика взаимно влияют друг на друга, потому стоит помнить не только о трубах и компрессорных станциях, но еще и о том, что новым комиссаром Еврокомиссии по энергетике с 1 декабря 2020 года стала представительница Эстонии Кадри Симсон. Эта дама входила в состав парламента Эстонии с 2009 года – того самого, при котором в Риге был подписан "энергетический прибалтийский пакт".
Идея о том, что всей Европе необходимо добиваться энергетической независимости от России, появилась не вчера – после выхода России из Энергетической хартии Европы для ЕС этот замысловатый сюжет стал своего рода идефиксом. В 2009 году премьеры Эстонии, Латвии и Литвы подписали обязывающий договор, содержавший план действий.
Эстония к тому времени уже имела энергетическое соединение с Финляндией (два морских энергокабеля), Литву предполагалось соединить с электроэнергетическими системами Польши и Швеции, в Латвии участники договора намеревались строить регазификационный терминал – на побережье, неподалеку от ПХГ "Инчукалнс". Итог известен – получив причитающееся, Литва в одностороннем порядке реализовала инициативу по строительству в порту Клайпеды терминала под плавучую регазификационную установку Independence, грубо нарушив условия договора 2009 года.
Если кто-то в Литве полагал, что у эстонцев плохая память и они способны добродушно и благосклонно относиться к тем, кто причинил им зло, то для них есть ценный совет: внимательно прочитать договор о создании нового регионального газового рынка в составе ЕС и поискать там слово "Литва".
У Литвы с 1 января 2020 года настает полная Independence: своим северным соседям по региону она просто не интересна, а строительство магистральных газопроводов Baltic Pipe – в будущем, причем не светлом, а весьма туманном. Туманном, поскольку датско-польскому консорциуму, которому предстоит прокладывать Baltic Pipe, придется согласовывать маршрут магистрали со швейцарскими Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG – компаниями, владеющими и управляющими магистральными газопроводами "Северный поток" и "Северный поток – 2".
Напомним, что у Nord Stream AG пять акционеров: российский "Газпром", немецкие Wintershall DEA и Uniper, французский концерн Engie и голландская газотранспортная компания Gasuine, – а единственным владельцем Nord Stream 2 AG является "Газпром". Весьма вероятно, что польской Gas-System и датской Energinet понадобится помощь со стороны еврокомиссара по энергетике, но справится ли госпожа Симсон с такой важной работой – предсказать сложно, не так ли?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.