"Отрицательная доходность дороги уже прогнозируется даже в случае, если показатели грузо- и пассажиропотока будут такими, как считалось", – цитирует Питерину Mixnews.
Как напомнила эксперт, в 2017 году на презентации проекта компания Ernst & Young заявляла о прибыли в 16 миллиардов. Однако когда сами аудиторы проекта посчитали и привели стоимость денег в 2053 году к стоимости денег на момент инвестирования, получилось 800 миллионов.
Также Питерина привела прогнозы Счетной палаты ЕС, согласно которым все европейские инфраструктурные проекты подорожают во время реализации на 44-78 процентов. Затраты на Rail Baltica, по словам эксперта, увеличатся в таком же размере, и их придется покрывать странам – участницам проекта.
Как пишет Mixnews, в общую стоимость Rail Baltica, которая составляет 5,8 миллиардов, не включена стоимость необходимых 36 подвижных составов и их эксплуатации, а также выкуп земли под прокладку трассы. Обслуживание одного состава оценивается в полтора миллиона в год.
По словам эксперта, Евросоюз знает об убыточности проекта и заставит Латвию "платить по чужим счетам". В 2015 году именно по рекомендации ЕС были внесены изменения в закон Латвии "О железнодорожном транспорте". Согласно ему, государство обязано погасить убытки операторов инфраструктуры в первые пять лет после ввода проекта в эксплуатацию.
Среди балтийских стран только Литва рассчитывает, что проект Rail Baltica будет реализован в срок. На встрече премьер-министров трех балтийских стран в минувшую пятницу литовский премьер Саулюс Сквернялис похвастался проделанной работой.
Эстония и Латвия настроены более скептически. На прошлой неделе специалисты Госконтроля Эстонии озвучили итоги проведенного аудита и заявили, что в реализации части, за которую отвечает эстонская сторона, отстают по срокам более чем на два года. Задержка по всему строительству железной дороги составляет полтора года.
Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс заявлял еще в начале февраля, что время строительство проекта может увеличиться на два – два с половиной года.
Проект Rail Baltica соединит страны Балтии с Западной Европой, железную дорогу проложат через Берлин, Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу и Таллин. Маршрут предполагалось продлить до Финляндии с помощью водного транспорта, но Хельсинки приостановили участие в Rail Baltica. Запуск поездов намечен на 2026 год.