ВИЛЬНЮС, 6 дек – Sputnik. Уровень грамотности в Литве ниже среднего показателя, рассчитанного для стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), заявил экономист Swedbank Нериюс Мачюлис.
В прошлом году балтийская республика заняла 31-е место из 79-ти по уровню способностей учащихся. По словам Мачюлиса, Литва отстает от всех соседних стран, включая Россию. При этом Эстония не только превосходит средний показатель по ОЭСР, но и с 2015 года занимает третье место в мире.
"В Литве много говорят о социальном неравенстве, но неравенство в учебной среде и достижениях больше всего режет глаз. Средний показатель способностей литовских школьников вниз тянут плохо успевающие учащиеся, которые не достигают второго из шести доступных уровней способностей", – подчеркнул экономист.
Выяснилось, что в Литве доля плохо успевающих учеников и учеников без минимальных способностей в три раза выше, чем в Эстонии. Также балтийская республика отстает от среднего показателя по ОЭСР по количеству учеников с отличной успеваемостью. В Эстонии каждый пятый ученик добивается лучших результатов, в Литве – только каждый десятый.
По мнению экономиста, одна из причин в том, что почти половина средств на образование в Литве уходит на содержание зданий и административные нужды. Почти 40 процентов учеников вынуждены получать дополнительное образование с помощью репетиторов.
"К сожалению, якобы бесплатное образование в Литве имеет очень высокую цену, которую многие родители платят дополнительными деньгами, и их дети – часто потерянными возможностями в жизни", – заявил Мачюлис.
Еще хуже то, что в 35 процентах школ есть совместные классы, в которых учатся дети разных возрастов, считает он.
"Что делать? Для начала стоило бы перестать отрицать, что школьная сеть все еще слишком плотная. После восстановления независимости в Литве проживало 550 тысяч детей в возрасте от пяти до 14 лет, однако сейчас эта цифра уменьшилось ровно вдвое. Правда, число общеобразовательных школ также значительно сократилось, но проблема неэффективного распределения ресурсов и организации обучения остается", – заметил экономист.
Мачюлис добавил, что многие проблемы также возникают из-за отсутствия подготовительного и дошкольного образования.
Экономист считает, что необходимо учитывать влияние социальной, экономической и культурной среды, поскольку детям из бедных и социально неблагополучных семей труднее добиться хороших результатов, даже если они учатся в хорошей школе.
По мнению Мачюлиса, на результаты обучения влияют многие факторы и проблемы, которые являются постоянными и игнорируются.