20 ноября (7 ноября по старому стилю) православная церковь отмечает память святого мученика Феодота Анкирского.
Феодот жил во второй половине III века в Анкире Галатийской (территория современной Анкары). Сначала он зарабатывал на жизнь содержанием собственной гостиницы, был женат, однако вел праведный образ жизни, постился и посвящал много времени молитвам.
Благодаря его христианским беседам многие язычники и иудеи уверовали в Иисуса Христа, а многие грешники покаялись и больше не совершали проступков. По свидетельству церковных источников, у Феодота обнаружился особой дар, которым наградил его Господь, – он мог излечивать больных возложением рук.
Однако, когда на престол взошел император Диоклетиан, он начал гонения на христиан и направил в Анкиру жестокого наместника – Феотекна. Многие христиане, услышав о том, кто будет правителем города, бежали, бросив все свое имущество.
Феотекн известил всех последователей веры Божией, что они должны поклониться идолам и принести им жертвы, в противном случае будут преданы мучениям и казням. Язычники доносили на своих соседей-христиан, а когда тех бросали в темницы, расхищали их имущество.
Феодот, невзирая на смертельную опасность, давал христианам приют в своей гостинице, кормил их и укрывал от преследования властей. Казненных последователей веры Христовой он хоронил на свои деньги. Когда последняя христианская церковь в Анкире была закрыта, литургии стали проходить в его гостинице.
Святой мученик был убит в начале IV века после доноса язычников.
На Руси этот день называли "Федот", "Федотов день", "Федот лед ведет", "зимородок".
В старину Феодота (Федота) считали покровителем женского рукоделия. В этот день женщины, начиная прясть, обращались к святому с молитвой о помощи в труде.
Также в этот день по традиции прикармливали зимних птиц – синиц, воробьев, щеглов, свиристелей. Если в этот день видели зимородка, то считалось, что зима пришла окончательно, а вместе с ней установился и санный путь, и по рекам можно было ехать смело. Была и присказка: "Федот лед ведет".
Считалось, что с этого дня путников не будут беспокоить духи воды – водяной, болотник, русалки, поскольку лед загоняет их в воду до весны. Люди верили, что зимой они спят и не высовываются из своих жилищ на дне водоемов. Единственная пакость, которую они могли устроить, – заманить неосторожного путешественника в прорубь или полынью.
Кстати, в этот день у проруби, где брали воду, можно было и гадать. Для этого приносили коровью или конскую шкуру, садились на нее в круг, который чертили на льду огарком свечи, и ждали появления водных духов. Считалось, что они могут показать человеку будущее, ответить на важный вопрос и даже мгновенно перенести в другое место.
Когда гадающий получал ответ, надо было быстро сказать: "Чур сего места". Верили, что замешкавшегося человека духи могли утянуть под воду.
Считалось, что если в этот день галки и вороны галдят и беспорядочно летают – следует ждать скорого снегопада. Если куры рано садятся на насест – будет мороз, а чем выше они забираются – тем сильнее холода.