Игналинская атомная электростанция (ИАЭС) планирует объявить тендер на закупку инженерных услуг, связанных с демонтажем реакторов.
Победитель конкурса должен будет представить проект демонтажа первого и второго реакторов. Предварительная стоимость тендера составляет 20 миллионов евро (без учета налога на добавленную стоимость).
В интервью Sputnik Литва эксперт по ядерной энергетике, президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив "Основание" Алексей Анпилогов рассказал, что Евросоюз отказался от обещаний по выводу ИАЭС из эксплуатации и теперь эту дорогостоящую проблему приходится решать Литве.
"Когда обсуждалось закрытие Игналинской АЭС, то резервный фонд, который Литва просила у ЕС, озвучивался между 500 и одним миллиардом долларов. Однако ЕС поступил хитро: пообещав создать резервный фонд, они не подписали никаких документов. В итоге вывод станции из эксплуатации оказался для Литвы катастрофой, потому что ЕС не профинансировал никакие компенсирующие мощности и отказался от обещаний по доведению станции до серой (на станции оставляют упакованные радиоактивные отходы. – Sputnik) или даже до зеленой (радиоактивные отходы полностью вывозятся. – Sputnik) площадки. Сейчас вот этой цифры (резервного фонда. – Sputnik) не хватит даже на имитацию серой площадки на Игналинской АЭС", – заявил эксперт.
По словам Анпилогова, Вильнюс пытается изобразить будущее для Игналинской АЭС, хотя ни ЕС, ни Литва не знают, что делать с графитными останками реактора.
"Нужно учитывать такой момент, что реактор большой канальный, установленный на ИАЭС, не имеет корпуса. Фактически все ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы. – Sputnik) являются независимыми единицами, которые расположены в отдельных каналах, и с утилизацией этих каналов, состоящих из графита, столкнулись все страны, где в реакторах применялась такая конструкция. В чем проблема графита? Он набирает радиоактивность за счет работы ядерного реактора, а разумных способов ликвидации графита пока не придумали. Фактически всю графитную рубашку реактора потом нужно где-то хранить (а это тысячи тонн для реактора такой мощности) в ожидании пока он естественным образом не утратит радиоактивность. Сейчас это попытка изобразить какое-то будущее для их станции, но фактически этого будущего не представляет ни ЕС – как он будет утилизировать остатки реактора на Игналинской площадке, ни тем более Литва, у которой никогда не было и не возникнет технологии по утилизации такого сложного объекта", – заявил эксперт.