В Клайпедский порт пришел третий за месяц танкер с грузом российского сжиженного природного газа (СПГ) из Высоцка. В воскресенье его привез в порт танкер Coral Favia.
На прошлой неделе Литва приняла два груза СПГ из Высоцка, где находится завод российской компании "Новатэк". Их также доставил газовоз Coral Favia.
Дело в том, что Литва открыто не сообщает о контракте с российским предприятием, однако можно утверждать, что в балтийскую республику с весны идут регулярные поставки СПГ из России.
В интервью Sputnik Литва экономист и политический аналитик Александр Носович заявил, что банкротство крупнейшего предприятия в Литве из-за закупок дорогого СПГ привело к тому, что литовским политикам пришлось пойти на уступки.
"Поставки российского СПГ на терминал в Клайпеде — это вынужденный компромисс между правительством Литвы и литовскими промышленниками. В предыдущие годы между ними был серьезный конфликт из-за того, что правительство обязало крупные промышленные предприятия закупать газ для своих нужд не от российской трубы, а от СПГ-терминала, а этот газ очень дорогой. В последние годы это приводило к публичным скандалам. Самый известный — между правительством, Министерством энергетики и йонавским заводом Achema — одним из крупнейших предприятий, налогоплательщиков и работодателей Литвы. Там несколько тысяч человек были отправлены в неоплачиваемые отпуска, два цеха остановились, остановилась электростанция. Литва была поставлена перед перспективой банкротства градообразующего предприятия и оставления без работы тысяч человек. И единственным выходом из ситуации стала закупка российского СПГ из Ленинградской области, завода "Новатэк". Этот газ тоже дороже трубопроводного, но он во всяком случае дешевле газа из Норвегии, Катара, штата Флорида", — рассказал экономист.
По словам Носовича, у литовского правительства просто больше не осталось другого выхода, как разрешить литовским предприятиям закупать российский СПГ по более выгодным ценам, по сравнению с другими участниками рынка.
"Других вариантов нет: либо позволить своим потребителям энергии покупать российский СПГ; либо объявлять СПГ-терминал банкротом, разрешая потребителям не пользоваться его продукцией; либо делать банкротом самих потребителей энергии, которые никакой другой газ СПГ просто не тянут. Либо правительство было вынуждено разрешить покупку российского СПГ, несмотря на все политические, я бы даже сказал, пропагандистские издержки, которые с этим связаны", — заключил экономист.