ВИЛЬНЮС, 25 сен – Sputnik. В Литве индекс доступности автомобилей в лизинг рос быстрее, чем в других балтийских республиках. Об этом сообщила пресс-служба SEB Bank.
В этом году в Литве человек со средней зарплатой и без других финансовых обязательств мог взять в лизинг автомобиль стоимостью 12,2 тысячи евро. Семья же могла взять машину, цена которой составляет 24,3 тысячи евро.
Экономист SEB Bank Тадас Повилаускас отметил, что рост индекса был обусловлен быстрым ростом доходов после уплаты налогов. По его мнению, показатель доступности автомобилей в лизинг в Литве был бы еще лучше, если бы не были скорректированы изменения средней заработной платы из-за последствий пенсионной реформы.
"Средняя стоимость доступного автомобиля в лизинг в Литве в этом году превысила стоимость доступного в лизинг автомобиля в Латвии. Однако в Литве уровень доступности по-прежнему почти на треть ниже, чем в Эстонии, поскольку между средней зарплатой в Литве и Эстонии все еще существует большой разрыв", – рассказал он.
По сравнению с данными прошлого года стоимость автомобиля, доступного одному жителю страны, в Литве повысилась на 12 процентов, в Латвии – на семь, в Эстонии – на шесть процентов. На покупку машины латвиец может выделить 11,9 тысячи евро, а эстонец – 17,4 тысячи евро.
В то же время если бы семья из двух человек покупала автомобиль, литовцы могли бы потратить 24,3 тысячи евро, латыши – 23,9 тысячи, а эстонцы – 34,8 тысячи.
Отмечается, что в первой половине этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок лизинга автомобилей вырос на 7,8 процента.
По мнению аналитиков SEB Bank, введение налога на "грязные" автомобили не должно оказать заметного влияния на ситуацию.
Как отметил Повилаускас, первоначальные предложения по налоговой реформе еще не позволяют прогнозировать, каким образом такой налог может изменить привычки граждан при покупке авто.
"Если предположить, что автомобиль обслуживается в течение пяти лет, налог значительно увеличит расходы на загрязняющие окружающую среду и 15-летней давности автомобили – расходы стали бы выше, чем десять процентов от стоимости автомобиля при покупке. Более того, этот налог не помешает новым покупателям приобретать загрязняющие среду автомобили, поскольку соотношение между таким налогом на загрязнение и стоимостью покупки автомобиля будет символическим", – заявил экономист.
По его словам, предлагаемая налоговая модель может привести к тому, что владельцам наиболее часто покупаемых не новых автомобилей в этом году придется платить налог на загрязнение в размере от 20 до 50 евро в год.
Ранее Sputnik Литва писал, что Литва намерена последовать примеру других стран Евросоюза и, скорее всего, попытается отказаться от дизельных автомобилей.
В Национальном плане по снижению уровня загрязнения предусмотрено поощрение водителей, которые купят машину, менее вредную для окружающей среды. Между тем автомобильные эксперты отмечают, что три из четырех автомобилей в Литве — дизельные, а литовский автопарк является одним из старейших в Европе.