Прошло несколько лет, и сегодня эстонский лидер все чаще попадает в центр внимания международных СМИ. Ее имя и особенно ее фамилию трудно запомнить и произнести, но теперь все знают, что ее внешняя политика, особенно на Востоке, является смелой и твердой. А самое главное — прагматичной и проницательной. Литва на этом фоне начинает выглядеть все более серой и глупее.
Решительно и рационально
В первый раз Кальюлайд наделала много шума — прежде всего в Балтийском регионе — когда решила отправиться в Москву и встретиться с Владимиром Путиным. Это не означало, что Эстония внезапно решила стать союзником России, это означало, что она поняла, что с Россией нужно хотя бы говорить, а не только ее критиковать и / или игнорировать, как это гордо, с ущербом для себя, делает Литва.
Однако в контексте визита президент Эстонии подверглась немалой критике — за то, что разрушает единство Балтии, за то, что визит не имел никакого смысла, что Россия не заслужила такого внимания со стороны Эстонии и так далее. Кто-то другой сломался бы и отступил, но не Керсти, которая недавно заявила: "По моему мнению, мы должны оставаться одной из стран, которые самостоятельно разговаривают с Россией, и с которой другие союзники и партнеры обсуждают вопросы сотрудничества с русскими и Россией. Должны быть страной, которая говорит всем: вы не знаете, не понимаете, оставляем за собой эту сложную работу — общаться с Россией".
Когда-то очень похоже говорили литовские политики, претендуя на роль моста / посредника между Россией и Западом. Однако такой адекватности уже давно нет в нашей стране, а вот Эстонию можно только поздравить с ее желанием стать субъектом в диалоге Запада с Москвой. Опять же, следует подчеркнуть, что процитированные слова Кальюлайд не означают, что она поддерживает все действия России — они означают, что Эстония ничем не хуже тех стран, которые в интересах национальных интересов также поддерживают связь с Кремлем.
Но и это еще не все. В Литве о политике Киева либо хорошо, либо ничего, а вот Кальюлайд открыто заявила, что Европа устала от Украины, "и причина усталости в том, что мы давали одни и те же советы в течение многих лет и не видим, что Украина становится менее коррумпированной экономикой, менее олигархической и тому подобное".
Наконец, пока Литва и дальше пытается проломить стену головой — призывает всех не покупать продукцию из Островецкой АЭС, Эстония, как и Латвия, не лишила себя этой возможности.
Что показывают все эти моменты и что они означают для Литвы?
Европейский ветер в паруса
Можно предположить, что в то время, когда Кальюлайд ехала в Москву, она не была полностью уверена в том, что поступает правильно. Да, она логически объяснила свой визит, но, скорее всего, у нее был и план Б — при необходимости вернуться к традиционной антироссийской политике. Однако, как упоминалось выше, через некоторое время она публично подчеркнула, что начатую работу надо продолжать.
Это означает, что президент Эстонии лучше чувствует настроения в ЕС, где все больше стран стремятся к возобновлению сотрудничества с Россией. В то же время Европа усиливает свое давление на Украину, и Кальюлайд ретранслировала их общее недовольство Киевом.
Таким образом, можно предположить, что Эстония, по инициативе своего лидера, с определенными оговорками старается с пользой для себя влиться в новый европейский курс, плыть по течению, ловя порывы нового ветра. А что тем временем Литва?
Таким образом, у нас есть два случая (взгляда) — эстонский, который ориентируется на новые европейские тенденции, и литовский, который продолжает следовать американскому курсу. Оба подхода имеют свои аргументы за и против, но факт заключается в том, что Литва все-таки не штат США, а член ЕС, и что Америка находится за Атлантическим океаном, а Россия и Белоруссия находятся за границей.
Шутят, что эстонцам нужно много времени, чтобы понять, что происходит и что нужно делать. Однако, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.