Энергетика. LIVE

От Арктики до Балтики: РФ припасла "тузы в рукаве" для рынка СПГ в Европе

Российская промышленность сможет освоить выпуск оборудования средней сложности для "Арктик СПГ-2" в течение двух-трех лет, поскольку по такому оборудованию либо уже есть хорошие заделы, либо возможен трансферт зарубежных технологий
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Второй крупнотоннажный проект по сжижению природного газа, который компания "Новатэк" будет реализовывать на полуострове Ямал, получил название "Арктик СПГ-2", но строительство этого завода будет значительно отличаться от строительства "Ямал-СПГ". "Новатэк" приобрела опыт и компетенции, успела основательно изучить возможности российской промышленности, более жестко и профессионально подошла к выбору технологии, которая будет использоваться на "Арктик СПГ-2".

Три проектных компании для одного проекта

"Маршал Василевский" идет в атаку: Литва не сможет отказаться от СПГ из РФ
3 мая 2017 года было подписано рамочное соглашение о стратегическом сотрудничестве "Новатэк" сразу с тремя компаниями — Technip, Linde и НИПИгаз. НИПИгаз — это Научно-исследовательский и проектный институт по переработке газа, основанный в 1971 году как головное предприятие в сфере переработки попутного нефтяного газа. Вот уже почти 50 лет НИПИгаз осуществляет проектирование и авторский надзор в качестве генерального проектировщика всех газоперерабатывающих мощностей Западной Сибири, а с 1995 года является структурной единицей холдинга СИБУР.

Опыт и уровень квалификации НИПИгаз настолько уникальны для России, что реальных конкурентов у него нет и в ближайшие годы не предвидится. Крупные проекты последних лет говорят сами за себя — "ЗапСибНефтехим" по заказу СИБУРа, "Ямал-СПГ" по заказу "Новатэк", Амурский газоперерабатывающий завод по заказу "Газпрома", модернизация Московского нефтеперерабатывающего завода по заказу "Газпром Нефти" — и это далеко не все. При таком "послужном списке" проектирование и авторский надзор в проекте "Арктик СПГ-2", согласитесь, были практически неизбежны.

Французский нефтесервисный гигант Technip весной 2017 года находился в процессе объединения и смены места юридической регистрации: в результате слияния с американской компанией FMC Technologies, специализирующейся на создании оборудования для подводных нефтегазовых разработок, объединенная компания получила название TechnipFMC и в контрактах теперь числится как британская.

Информации о том, как выглядит полная схема контрактов по "Арктик СПГ-2", в открытых источниках нет, но с большой долей вероятности можно предположить, что и с НИПИгаз, и с TechnipFMC подписаны так называемые ЕРС-контракты (английская аббревиатура означает Engineering, Procument, Construction, то есть "Инжиниринг, закупки, строительство"). Каждая из проектных компаний будет отвечать за работу с российскими и иностранными подрядчиками соответственно.

"Арктик СПГ-2" и новая отрасль российской промышленности

Работы хватит обеим компаниям, ведь "Новатэк" в рамках того же соглашения приобрела у немецкой Linde лицензию на сжижение природного газа по технологии MFC, разработанной и апробированной Linde совместно с норвежской Statoil при реализации СПГ-проекта в норвежском Хаммерфесте. Технология сжижения содержит три цикла на смешанных хладагентах, чем похожа на американскую технологию AP-C3MRtm, однако немецко-норвежская технология учитывает климатические условия.

"Символ избавления": Литва допустила российский газ на свой СПГ-терминал

Холодный климат Ямала — производственный фактор, ведь для сжижения природного газа требуется достичь температуры в минус 162 градуса Цельсия, а запатентованная Linde технология позволяет использовать для первоначального охлаждения атмосферный воздух. Приобретение лицензии позволяет "Новатэк" самостоятельно заниматься локализацией производства необходимого оборудования в России, но пока рассчитывать на то, что локализация может достичь 100 процентов, не приходится.

В январе 2019 года руководитель "Новатэк" Леонид Михельсон так оценивал планы компании: "В проекте "Ямал СПГ" российские заказы составили лишь порядка 30 процентов. Наша цель по локализации при реализации "Арктик СПГ-2"— не менее 70 процентов". Более детально об этих планах осенью 2018 года рассказывал директор департамента закупок и локализации "Новатэк" Валерий Ретивов: до середины 2019 года компания планирует открыть более 100 тендерных процедур на производство и поставку основного оборудования для первых линий "Арктик СПГ-2", по состоянию на сентябрь 2018 года в качестве поставщиков были аккредитованы уже более 300 российских промышленных предприятий.

"Оборудование для проекта можно условно разделить на две группы — оборудование, которое уже выпускается российской промышленностью, и оборудование, выпуск которого еще предстоит наладить в нашей стране", - отмечал Ретивов.

Российская промышленность сможет освоить выпуск оборудования средней сложности для "Арктик СПГ-2" в течение двух-трех лет, поскольку по такому оборудованию либо уже есть хорошие заделы, либо возможен трансферт зарубежных технологий. Однако имеется и критически важное для технологии оборудование, выпуск которого в России пока не налажен. Прежде всего речь идет о газотурбинных двигателях большой мощности — проблема, которую никак не удается решить "Объединенной двигателестроительной компании", хотя разработка турбины большой мощности идет при существенной поддержке Министерства промышленности и торговли России.

Арктика новыми технологиями прирастать будет

В общей сложности для трех очередей "Арктик СПГ-2" потребуется более двух тысяч единиц технологического оборудования, в том числе 20 газотурбинных двигателей мощностью свыше 50 мегаватт, 60 компрессоров, более 480 насосов, более 100 комплектных установок. Три технологические линии по 6,5 миллиона тонн ежегодной производительности будут расположены не на суше Ямала, а на основаниях гравитационного типа (ОГТ) — платформах, удерживаемых на морском дне за счет собственного веса и связей нижней части платформы с морским дном.

В пролете по-крупному: технологии из США забанили на рынке российского СПГ

Преимущества использования ОГТ очевидны: установить на место их можно быстрее, чем сооружать завод на берегу, где необходимо строить свайное основание, возможно их повторное использование, их удобно перевозить по морю после того, как очередной блок построен на заводе. Завод, на котором будут производиться ОГТ, сейчас строится под Мурманском, и руководство "Новатэк" надеется, что уже летом этого года завод начнет работу.

Окончательное инвестиционное решение по проекту "Арктик СПГ-2" должно быть принято в конце 2019 года, и даже короткий обзор того, какие работы предстоят, показывает, что раньше это сделать нельзя. Тендерные процедуры, аккредитация подрядчиков, шансы на то, что правительство поможет с подписанием СПИК (специальных инвестиционных контрактов) для организации производства оборудования, которое имеет критическое значение для технологии сжижения, — все это происходит в режиме онлайн, ежедневно принимаются те или иные организационные решения.

В подготовку к реализации проекта "Арктик СПГ-2" уже сейчас вовлечены сотни тысяч сотрудников заводов и проектных институтов, осваивающие производство оборудования, которое никогда не создавалось ни в СССР, ни в России. Среди планируемых подрядчиков проекта — такие организации, как Роскосмос и Росатом, и это, пожалуй, наиболее наглядное доказательство того, что производство СПГ-оборудования относится к высочайшему уровню технологии. Тем интереснее будет наблюдать за реализацией этого проекта!

Имея вот такую информацию о том, как работает "Новатэк" с патентованной технологией Linde, можно с определенной долей уверенности полагать, что этот опыт будет использован и "Газпромом" при реализации проекта "Балтийского СПГ", выросшего теперь до уровня газохимического кластера, который будет состоять из нескольких заводов на одной площадке. Цикл статей о технологиях сжижения газа, которые сейчас одновременно осваиваются в России, на этом можно было бы и завершить, но есть у нас еще один "туз в рукаве" — технология "Арктический каскад", патент на который получила компания "Новатэк" в 2017 году. Эта технология явно заслуживает отдельного разговора.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.