Во-первых, они проходят в условиях гражданской войны. Выборы 2014 года проводились в момент, когда война только стартовала, большинство избирателей надеялись, что это недоразумение, которое быстро закончится, верили обещаниям Порошенко обеспечить мир сразу после своего избрания. Сейчас идет пятый год войны. Порошенко уже никто не верит, но он умудряется всерьез претендовать на выход во второй тур.
Во-вторых, несмотря на то, что выборы проходят во время гражданской войны, они глубоко конкурентны. Только это конкуренция не программ, не политиков. Это конкуренция фальсификаций. Я не помню случая, чтобы к девяти утра на следующий день после выборов электронная система Центризбиркома выдавала данные по 50 процентам обработанных протоколов участковых комиссий. Как свидетельствует практика, оспорить эти данные без силового воздействия на государственную власть нереально.
В-третьих, впервые два фаворита — политических монстра сражаются за второе место (чтобы попасть во второй тур). Лидер — политический новичок, комик Зеленский. Порошенко и Тимошенко удобнее далее встретиться с ним, а не друг с другом. То есть, в результате вытеснения Майданом сил Антимайдана из активной политики, борьба разворачивается между инфернальным злом и его гротескным отражением.
Но, при всей уникальности идущих украинских выборов, они все же стандартны до оскомины, стандартны настолько, что количество стандарта переходит в новое качество, создавая новую сюрреалистическую реальность.
Все обманули всех
Первой жертвой договорного хаоса пала Юлия Тимошенко. Она политик жесткий, всегда готова на риск и практически всегда идет до конца. Один раз, в президентство Януковича, эта особенность уже завела ее в тюрьму. Но, как и все украинские политики, Юлия Владимировна мыслит линейно. Когда она договаривалась с Игорем Коломойским о совместной борьбе против Порошенко, она резонно считала, что противоречия между ними возникнут только после того, как Порошенко не выйдет во второй тур. То есть вплоть до второго тура президентских выборов, а то и до инаугурации нового главы государства неприятностей от Коломойского она не ожидала.
Но у Игоря Валерьевича не только имидж обаятельного бандита, он — едва ли не единственный из украинских олигархов, обладающий чувством юмора. Он – человек плохо образованный, зато нестандартно мыслящий. Поэтому его несложные в целом схемы всегда загоняют в тупик его украинских коллег по олигархическому ремеслу. Просто у Коломойского всегда бывает три варианта действий там, где они видят только один.
Юлия Владимировна, как было сказано выше, не тот человек, который сдается. Она и сейчас бьется отчаянно за призрачные, но все же шансы обойти Порошенко и пробиться во второй тур. Но легитимация ее гипотетического второго места всецело зависит от поддержки Коломойского.
Не исключено, что Игорь Валерьевич решит еще раз сменить сторону в этой игре. Впрочем, об этом мы узнаем еще до наступления вечера.
Будет только хуже
Единственный безупречно верный вывод, который позволяет нам сделать вся эта борьба пауков в банке: кто бы ни стал очередным президентом Украины, народу и стране лучше не будет.
Независимо от фамилии нового (старого) главы государства у власти останутся те же силы, которые руководят Украиной последние пять лет. Не случайно каждый кандидат обладает полным "джентльменским набором" из олигархической группы поддержки и опоры на одну или несколько силовых структур и собственных боевиков, пытающихся задавать тон на улицах.
С чем столкнется новый президент?
Во-первых, как я уже говорил, необходимо будет расплатиться с теми, кто его поддержал и привел к власти. В условиях полного обнищания населения, разрушения экономики и неспособности сформировать бюджет без иностранных кредитов расплатиться можно, только передав под контроль немногие оставшиеся доходными государственные должности (таможня, прокуратура, налоговая) и устроив очередной передел собственности в пользу победителей (то есть отъем у побежденных всех сколько-нибудь стоящих предприятий). Понятно, что в таких условиях напряжение в обществе возрастет, ненависть народа к власти усилится, а опасность срыва внутриэлитного конфликта в силовой сценарий увеличится.
Во-вторых, по данным украинских властей, практически полностью разрушена инфраструктура государства. Износ железнодорожного полотна достиг 50 процентов (по официальным данным), вагонный парк изношен на 80 процентов, более 60 процентов мостов требую срочного ремонта, аналогичная ситуация с шоссейными дорогами, изношено свыше 80 процентов коммунальных сетей, свыше 60 процентов газопроводов, свыше 80 процентов основных фондов в промышленности. Уже в апреле около 40 водоканалов могут прекратить работу из-за долгов (будут отключены от электроэнергии). Долговая проблема в рамках действующей системы, из которой деньги вымывает повальная коррупция, вообще нерешаема. То есть экономического улучшения ждать не приходится.
В-третьих, за последние пять лет свыше десяти миллионов трудоспособных граждан Украины покинули родину, отправившись на заработки в ЕС и Россию. В 2018 году социологи отметили тенденцию к вывозу ранее уехавшими гражданами семей — то есть они уже не рассчитывают на возвращение в обозримом будущем. Ухудшение экономической ситуации, с одной стороны, приводит к усилению стремления к эмиграции (свыше 70 процентов граждан заявляют о желании так или иначе покинуть Украину). Однако реализовать это желание могут не все. С исчерпанием квалифицированных кадров шансы найти работу за рубежом у эмигрантов с Украины снижаются, и все большее их число остается дома, маргинализируясь и пополняя ряды боевиков и откровенных бандитов. С каждым днем ситуация становится все менее контролируемой.
Таким образом, после так называемых "мирных и легитимных" выборов нового президента Украину ждет обвальное ухудшение социально-экономической ситуации.
Причем противоречия все менее разрешимы, а шансы на стабилизацию регулярной государственности хоть на каком-нибудь (пусть и на очень низком уровне) все мизернее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.