Сразу бросается в глаза то, что в этой президентской кампании аспекты внутренней политики для кандидата от "крестьян", вероятно, будут наиболее важны. А в вопросах внешней политики он, похоже, планирует "проскользнуть", избегая острых углов, хотя в последнем случае выявился один важный момент.
Порядок будет
Следует признать, что это логичное решение бывшего полицейского (тем более что президент может оказывать существенное влияние на работу судов, прокуратуры и спецслужб). Кроме того, этот имидж отлично дополняют выбранные члены команды — боровшийся с MG Baltic Витаутас Бакас и Раса Казенене.
Последняя в 2016 году, будучи бухгалтером Каунасской следственной тюрьмы, не испугалась сообщить правоохранительным органам, что одна компания на протяжении многих лет выигрывает тендер на услуги общественного питания, а супруга ее владельца является начальником отдела кадров изолятора. Иными словами, отличный символ борьбы с непрозрачной системой. Более того, вместе с двумя другими участницами команды, — живой аргумент, что премьер-министра неоправданно критикуют за якобы скептическое отношение к женщинам в политике.
Ну а для того, чтобы тема прозрачности власти и правоохранительной системы не стала единственной в программе внутренней политики, Сквернялис подчеркнул, что вместе с правительством и парламентом будет стремиться улучшить экономическую ситуацию в стране, чтобы там хотели жить молодые семьи и те, кто когда-то покинул Родину.
Звучит, без сомнения, популистски, но акцент на стабильности политической системы (когда президент сотрудничает, а не конфликтует с другими ветвями власти) привлекателен и имеет смысл, потому что Гитанас Науседа и Ингрида Шимоните, как кандидаты от консерваторов, с "крестьянами", скорее всего, общего языка не найдут.
Короче говоря, Сквернялис (его советники) разумно выбрал основную внутреннюю цель (предвыборное обещание). Команда тоже хорошо ему соответствует, но на практике фигура Бакаса в качестве главы штаба кажется странной и даже противоречивой, не говоря уже о политически слабой группе женщин, — Сквернялис представил его с большой уверенностью, но не покидает ощущение, что ему подошла бы консервативная партия…
Слабое звено
Тот факт, что внешняя политика — не конек премьер-министра, можно заметить сразу. Достаточно вспомнить просто глупое предложение в адрес Белоруссии по поводу Островецкой АЭС. Поэтому не удивительно, что когда кандидату задают вопросы, связанные с этой сферой, он начинает нервничать и "путаться в показаниях", пытается говорить расплывчато и двусмысленно.
Например, очевидно, что дороги Европы (Германии) и США расходятся и Литве скоро придется выбирать, на кого ориентироваться. Но Сквернялис говорит, что важны оба партнера, ожидания Америки должны быть приняты во внимание, но нужно иметь и свою позицию. Как он себе это представляет — неизвестно. Кроме того, история показывает, что попытка усидеть на двух стульях плохо заканчивается и в итоге можно остаться у разбитого корыта.
В этом контексте возникает подозрение, что Сквернялису просто не хватает глубокого понимания международной политики (ее тенденций), и поэтому он говорит штампами, четко не осознавая последствий высказанного мнения.
Однако во время его пресс-конференции выявилась одна важная вещь. Премьер-министр отметил, что Евросоюз должен быть союзом самостоятельных государств и такие инициативы, как идея армии ЕС, являются недопустимыми, тем более что есть НАТО. Другими словами, его подход ближе к Венгрии и Польше, а не к Германии и Франции, президент которой является упорным сторонником европейской федерализации.
Такой — националистический — подход возможен, но может ли Сквернялис сказать, что будет делать Литва, если появится "Европа двух скоростей"? По его логике, страна должна оставаться за пределами интегрированного ядра. Только с кем? С Америкой? Польшей? А если большая часть Евросоюза придет к федерализации, Сквернялис предложит выйти из него, как это сделала Великобритания?
Подводя итог, можно сказать, что предвыборная стратегия премьер-министра более-менее ясна — основное внимание будет уделено борьбе с коррупцией, а в области внешней политики и политики безопасности будет сказано, что нам нужно дружить со всеми, защищать интересы Литвы (то есть ничего конкретного) и увеличивать расходы на оборону. Также сложно сказать, что кандидат собрал сильную команду.
Короче говоря, пока не создается впечатления, что Сквернялис действительно победит. Но самое интересное, что он уже неожиданно становился премьер-министром. Может быть, та же, известная только ему самому, политическая магия поможет ему стать президентом?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.