Так уж получилось, что в Латвии живут в основном латыши. Но как-то так получилось, что не только они. И поэтому все недовольны. Чтобы попасть во власть, надо это противоречие как-то использовать. Посему только неленивые перед выборами (да и вообще) не используют простые и понятные электорату постулаты типа "мы за все латышское", пишет автор Радио Sputnik, Латвия, Петр Малеев. Простое рациональное поведение: кого больше? Вот мы за них.
Электорат искренне считает, что наверху – какие-то люди с других планет. И искренне недоумевает, почему поведение людей меняется с продвижением наверх. У кого ни спроси – он делал бы то же самое. Но почему-то удивлен и рассержен, что это делают другие. На самом деле избиратели и избирающиеся ничем друг от друга не отличаются. Только неленивый избиратель читает какие-то программы, интересуется нюансами, пытается понять принципы, структуры и алгоритмы. Остальным лень. Вы вроде за латышей? Так я латыш – значит, я за вас. Баланс. Без проблем.
В рамках этой гармонии страна строит государство латышей. Другие варианты обременительны, поэтому лень. Население сокращается зверскими темпами. Вроде бы и задуматься впору, но это ж надо что-то делать, поэтому лень. Пусть сокращается. Концентрация лучше. Лучше 10 латышей, но без примесей, чем 100 – но с изъянами. Все, идите, нет проблемы.
Но время течет, и проблемка с населением не то что не хочет уходить, наоборот – пришла. Работодатели в депрессии – никого найти толком нельзя. Если раньше не хватало специалистов, потом просто представителей профессий, то теперь не хватает людей вообще. Государство в курсе, морщины изобразило, но отвлекаться на бизнес тоже лень. Плохо, конечно, что налогоплательщиков меньше, но ведь налоги можно и поднять. Идите, не мешайте балансу настроений. Особой проблемы нет.
А теперь пустота пришла в структуры. В жизненно важные, в прямом смысле. Общество врачей включило сирену – медиков не хватает. Мы уже и так, и эдак, даже зарплату подняли – а все равно никто не идет. Нет никого. Молодые медики мгновенно, еще с неостывшей печатью ВУЗов, удирают в Скандинавию. Некому подать шприц, развести раствор. Проблема.
Ну и что делать? Можно, конечно, как обычно: ничего. Но тогда надо закрывать калитку и вместо надписи "проект Латвия" вешать надпись "людей нет". Товарищи, ну если сами не тянем, надо срочно давать объявление об аренде помещения. Медики вот считают, что проблемку отсрочить могли бы их коллеги из Белоруссии и Украины. То есть надо открывать калитку, причем не потихоньку, а нараспашку, пока не поздно. Тут не проблема – беда.
Латвия – страна со сложной судьбой, поэтому к чужим относится сложно и с фатализмом. Тут и не своих навалом, еще не хватало повторять ошибки прошлого. А латышей, кроме как из Латвии, брать больше негде. Эти возможные новые понаехавшие ведь явно будут говорить на языке, заставляющем любого патриота вздрагивать. Весь баланс – к чертям. И, как показывает практика, в маршрутке только открой дверь – лезут все кому не лень. Заодно и страшно представить, что могут натворить все, кому не лень, в стране, где все – кому лень.
У патриотов один ответ – нет. Бывший СССР – пятно на репутации. Нужны правильные незапачканные белые люди, поближе к арийцам. Но вот беда – оттуда не едут. Ну и не надо тогда никаких – кровь превыше всего. А медики злятся. Лечить некому, кто будет патриотам кровь переливать? Патриотов даже с алкоголиками стали сравнивать. Мол, вылечивается только тот, кто осознает проблему. Вот и пора осознать. А не хочется. И лень. Что ж так все сложно, а?