Капкан для Литвы: выгоден ли Вильнюсу военный альянс с Польшей и Украиной

Украинские и американские интересы очевидны, а вот литовского — даже не проглядывается. Хорошо бы поразмыслить не только над созданием в Сейме "групп друзей" США, но и о создании хотя бы небольшой "группы друзей литовских граждан"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Поддержанная в ходе недавнего заседания IX Парламентской ассамблеи Литвы, Польши, Украины инициатива спикера литовского сейма Виктораса Пранцкетиса о создании трехстороннего комитета по вопросам безопасности этих стран заставляет вновь обратиться к проблеме литовско-польско-украинского военного сотрудничества и усиливающейся милитаризации региона.

Польша — первая скрипка нового союза

Хроленко: США показали Литве мастер-класс по обострению отношений с Россией
Военный, экономический и политический потенциалы Польши, Украины и Литвы сегодня несопоставимы — в этом "треугольнике" несомненным преимуществом обладает Варшава. Закономерно поэтому, что именно Польша выступает инициатором различных проектов сближения, куда пытается привлечь своих более слабых соседей.

Представленное национал-клерикалами из партии "Право и справедливость" нынешнее польское правительство на фоне все более углубляющегося кризиса в отношениях с ЕС надеется усилить международные позиции через формирование блока под своим неформальным лидерством. Эта линия Польши, конечно, не политический экспромт, она имеет глубокие исторические корни.

Еще сто лет назад польский лидер Юзеф Пилсудский, тот самый, что некогда оторвал от Литвы Вильнюс, предложил стратегическую концепцию Междуморья, предусматривающую создание конфедеративного государства, включающего Польшу, Литву, Украину, Белоруссию, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, Югославию, Чехословакию и Финляндию. Разумеется, под польским руководством.

Междуморье должно было, по мысли польского правителя, опираться на традиции Первой Речи Посполитой и противостоять России и Германии. Сто лет назад этот план провалился, но сегодня проект Междуморья почти официально возрожден в виде Инициативы трех морей, провозглашенной в 2015 году в Нью-Йорке с целью координации сотрудничества стран, расположенных между Балтикой, Адриатикой и Черным морем, в число которых, конечно, вошла и Литва.

Состоялось уже три саммита Междуморья (в Хорватии в 2016-м, в Польше в 2017-м и в Румынии в 2018 году), а сама инициатива получила горячую поддержку США, но была холодно воспринята Германией и другими странами старой Европы, справедливо увидевшими в ней риски для единства ЕС. Однако именно эти риски и привлекают Варшаву, которая уже много лет пытается играть на трансатлантических противоречиях.

Несомненно, переговорные позиции Польши в Брюсселе и ее ценность для Вашингтона будут тем выше, чем больше союзников сможет собрать Варшава под свои знамена. И Междуморье, декларирующее пока только экономические и энергетические цели, лишь один из проектов, который представляет интерес для поляков.

Другое направление — создание собственного военного блока, который будет "дополнять" НАТО, а возможно, и выходить за пределы альянса. В связи с этим особенно важно усиливающееся многостороннее военное сотрудничество Польши с Литвой и Украиной, наиболее зримым проявлением которого пока является LITPOLUKRBRIG — многонациональная военная бригада, состоящая из военнослужащих трех стран.

Курс на милитаризацию Балтии

В НАТО похвастались, что нашли "ключи к обороне" Калининграда и Крыма
История этого соединения, насчитывающего сегодня 4,5 тысячи военнослужащих, началась в 2007 году, когда подобные планы впервые озвучил украинский президент Виктор Ющенко. Спустя два года было подписано соглашение, в котором говорилось о намерении трех государств создать подразделение под единым командованием. Разумеется, штаб бригады был создан в польском Люблине — Польша изначально стремилась контролировать весь проект.

Затянувшийся процесс создания LITPOLUKRBRIG активизировался после переворота в Киеве в начале 2014 году. Уже осенью того же года (и, разумеется, в Варшаве) было подписано окончательные соглашение о создании подразделения, в состав которого вошли международный штаб, три батальона и специализированные подразделения. На официальном уровне заявлялось, что совместная бригада создана в целях участия в миротворческих операциях. В действительности за этим скрывались более амбициозные задачи.

Во-первых, LITPOLUKRBRIG стала своеобразным полигоном, на котором ведутся работы по реформе украинской армии и приближении ее к стандартам НАТО. Фактически организована площадка, в рамках которой польские и литовские военные инструкторы могут обучать украинских солдат и офицеров по новейшим методикам альянса. Во-вторых, создание совместной бригады именно в такой конфигурации обозначило возвращение в политическую повестку дня вопроса формирования оси Вильнюс — Варшава — Киев под польским руководством.

Организация бригады стала важным элементом начавшейся в 2014 году милитаризации региона и расширения в нем инфраструктуры НАТО. Уже в 2016-м прошли первые командно-штабные учения LITPOLUKRBRIG, в ходе которых литовские инструкторы обучали украинцев планированию операции по "противодействию вызовам гибридных угроз" со стороны условного противника, под которым очевидно подразумевалась Россия.

В дальнейшем бригада принимала регулярное участие в таких военных учениях, как Dragon, Anakonda и Maple Arch, Iron Wolf и Rapid Trident, которые постоянно подогревали напряжение в регионе. Так, в ходе учений Rapid Trident 2018 открыто заявлялось, что задача маневров — послать Москве сигнал о готовности к коллективной обороне "на случай угрозы с Востока", разумеется, абсолютно надуманной и мнимой.

Тем не менее год от года учения становятся все более масштабными, а количество военнослужащих и объектов НАТО в регионе увеличивается: на сегодняшний день в Литве и Польше уже действует более 20 военных объектов, используемых альянсом.

Литовский интерес

Цели Варшавы в формирующемся польско-литовско-украинском союзе совершенно понятны: стать лидером собственного восточноевропейского блока и тем самым поднять польские акции на политических биржах Брюсселя и Вашингтона. Киеву поляки "продают" свое посредничество в НАТО, а Литве — сказки о "российской угрозе", под разговоры о которой Вильнюс попадает во всю большую зависимость от Варшавы.

Пора переобуваться? Что значит для Литвы доклад экспертов RAND

Цели Украины также в целом ясны, ведь киевские власти, понимая, что никакого членства в НАТО в среднесрочной перспективе не будет, готовы и на своеобразный суррогат в виде союза с отдельными государствами НАТО. Киев также стремится использовать LITPOLUKRBRIG для подготовки кадров, освоения новой техники и, возможно, даже надеется использовать бригаду в Донбассе, если ситуация там начнет ухудшаться. Но каковы могут быть интересы Литвы в этом проекте?

Очевидно, что рациональных интересов нет — Россия никак не угрожает литовской независимости, а членство Вильнюса в НАТО в принципе делает невероятной агрессию какой-либо соседней державы против Литвы. Не может быть у Вильнюса и стратегических амбиций Варшавы, всерьез мечтающей о реконструкции мегаломанских планов столетней давности. В чем же тогда секрет, почему литовские политики готовы участвовать в польско-украинской авантюре? Если в этой истории нет национальных интересов Литвы, значит, существуют внешние игроки, продвигающие этот проект.

Например, недавно в литовском Сейме была создана "группа друзей Дональда Трампа", которая провозглашает безоговорочную поддержку внешнеполитического курса нынешней американской администрации. Действительно, именно США, заинтересованные в том, чтобы торпедировать инициативу Франции по созданию европейской армии, одобряют планы по формированию вокруг Польши блока, настроенного одновременно и против России, и против всех проектов превращения ЕС в полноценного участника мирового процесса.

Депутаты литовского Сейма создали группу друзей Трампа >>

Кроме того, Вашингтон надеется, что антироссийская демагогия, являющаяся основой нового объединения, подтолкнет страны региона отказаться от недорогих российских энергоносителей и начать втридорога покупать американский газ.

Польские, украинские и американские интересы в этой истории очевидны, а вот литовского — даже не проглядывается. Хорошо бы поразмыслить в связи с этим не только над созданием в Сейме "групп друзей" США, Польши или Украины, но и о создании хотя бы небольшой "группы друзей литовских граждан", понимающих, отвечает ли формирование литовско-польско-украинского блока под гегемонией Варшавы и нагнетание военной истерии в Балтии подлинным интересам Литвы как свободного и безопасного европейского государства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.