Клайпедский терминал: литовские сказки о конкурентоспособном СПГ

Премьер-министр Литвы раскрыл секрет терминала СПГ в Клайпеде — без него было бы еще хуже. Так ли это?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В энергетике Литвы давно уже нет порядка. Функционирует даже специальное министерство, но и оно не помогает. Проблема в том, что на стратегическом уровне энергетическая политика страны неопределенная и действия в этой сфере политизированы. Последние заявления премьер-министра Саулюса Сквернялиса о терминале СПГ Independence в Клайпеде это только подтверждают.

В "Газпроме" раскритиковали ЕС за поддержку недобросовестной конкуренции

Общественная тайна

Премьер-министр отметил: "Терминал сжиженного природного газа выступает в качестве противовеса монополисту "Газпрому". Если бы у нас не было терминала или если бы терминал "закрылся", то прогнозировался бы скачок цен на газ в размере около 20-25 процентов <…> В настоящее время более половины газа мы привозим через терминал".

На это заявление можно реагировать двояко.

Первый вариант: радоваться, что текущие цены на газ не такие высокие, какими могли бы быть, — и все благодаря терминалу СПГ и тем, кто придумал его построить. Однако человек, хотя бы немного разбирающийся в деле, после таких "радостных" речей будет в совершенно другом настроении.

Премьер-министр отметил, что более половины газа поступает в Литву через терминал. Вопрос: так дешевле или терминал просто должен работать, чтобы быть рентабельным? Если надеетесь, что кто-то из литовских властей раскроет вам закупочную цену СПГ, вы ошибаетесь. Просто поверьте, что так лучше. А очевидный факт, что газ, передаваемый по газопроводу, дешевле, чем сжиженный (почти на 30 процентов), не должен вас беспокоить.

Тайная игра с СПГ: Польша хочет получать американский газ за счет России

Кстати, откуда берется вторая половина газа? Вы не поверите — у того плохого "Газпрома". По статистике, в 2017 году Литва купила у российской компании 1,407 миллиарда кубометров газа, что на 37 процентов больше, чем в 2016 году. Другими словами, мы не только не стали энергетически независимыми, но и сами укрепляем свою зависимость от "врага" и финансируем его "агрессивный империализм".

Страшно. Однако если покупаем, значит выгодно? А если выгодно, может, покупать у "Газпрома" больше?

Альтернатива "Газпрому"

Когда звучат такие вопросы, литовские власти возвращаются к сказке о том, что СПГ тоже является конкурентоспособным. Но почему тогда представители крупнейшего потребителя газа в стране — производителя удобрений Achema — говорят, что содержание терминала СПГ представляет такую ​​опасность для их бизнеса, что дешевле будет избавиться от завода, чем содержать его и всех сотрудников.

Премьер-министр утверждает, что если отказаться от терминала, то цены на газ вырастут еще больше. В какой-то степени он прав, но на ситуацию надо смотреть шире.

Очевидно, что если бы у вас было одно большое предприятие по производству товаров повседневной необходимости и если бы внезапно его закрыли, возник бы дефицит этих товаров и цены стали бы расти. Однако это не означает, что в принципе не существует производителя, который мог бы продавать вам те же товары по тем же или даже более низким ценам, если с ним договориться заранее.

Боссы мировой нефти предали Америку ради Путина

Другими словами, если бы не было неконкурентного терминала, не нужно было бы говорить, что без него будет еще хуже. Однако в то же время власти Литвы начинают пояснять, что без СПГ-терминала "Газпром" не продавал бы нам газ дешевле. А кто-нибудь пытался серьезно договариваться о новом долгосрочном контракте, который позволит снизить цену, или просто о новых условиях сотрудничества? Очевидно, что нет — мы с "агрессорами" не ведем переговоров. Более низкие цены на тепло для потребителей и выгода для экономики? Нет, не актуально.

Короче говоря, сегодня нужно не радоваться тому, что цены на газ не такие высокие, какие могли бы быть, а спросить у властей, почему цены не более низкие.

Нужен слон?

Есть такой анекдот. Один человек купил слона, потому что его убедили, что иметь такое животное очень выгодно. Через некоторое время выяснилось, что от этого слона только проблемы, и покупатель начал жаловаться. А ему говорят: "Не жалуйся,  с таким настроением слона не продашь".

Правосудов: заявления властей Литвы о цене на газ не выдерживают критики

Терминал СПГ для Литвы как тот слон. Сколько было надежд, что все соседи заинтересуются его продукцией и мы заработаем кучу денег. Поэтому строили его как можно быстрее у себя и одни — без латышей, которые таким образом не получили региональный терминал СПГ и теоретически должны были смириться с новыми обстоятельствами и покупать сжиженный газ у нас.

Результат: литовский "сжиженный слон" никому, за исключением нас самих, не нужен — ни полякам, у которых есть собственный терминал СПГ, ни латышам, которые недавно сообщили, что тоже будут его строить. Об Эстонии, Белоруссии и Украине не стоит даже говорить. Более того, когда (если) будет построен газопровод, который соединит Литву с Польшей, перспективы терминала Independence станут еще грустнее, поскольку его польза будет сведена к минимуму.

Теперь Вильнюс планирует как можно скорее выкупить терминал у Норвегии по таинственной цене, чтоб хотя бы сократились расходы на его содержание (и, вероятно, кто-то снова заработает). Если выбирать из всех зол, то это может быть самым маленьким — только потому, что, как сказал глава Klaipedos Nafta Миндаугас Юсюс, "судно можно будет трудоустроить и в другой стране, и на другом континенте или использовать в качестве перевозчика СПГ".

Вот такой литовский бизнес…

Клайпедский терминал: литовские сказки о конкурентоспособном СПГ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.