ВИЛЬНЮС, 7 окт – Sputnik. Согласно действующему закону, дети депортированных могут получить статус ссыльного только в том случае, если они родились, когда родители по закону считались депортированными. Однако в настоящее время около 500 ссыльных родились уже после того, как официально закончилась ссылка их родителей, утверждается в репортаже LRT.
Историки говорят, что некоторые ссыльные пытались вернуться в Литву, но не могли жить в стране — из-за советской политики.
Пятрас Мустейкис говорит, что он был сослан в Сибирь с родителями в 1948 году. В Литву они вернулись спустя 13 лет, когда началась хрущевская оттепель. Но, по словам Мустейкиса, в то время в Литве ссыльных никто не ждал.
"Политика, проводимая лидерами Коммунистической партии Литвы — Снечкуса и Палецкиса... у ссыльных не было возможности жить и работать в Литве. И они оказываются в таком состоянии, что им нужно оставаться там (в месте ссылки)", — рассказывает Мустейкис.
Многие из ссыльных, получив теоретическую возможность вернуться в Литву, решали либо остаться в Сибири, либо вернуться из Литвы в место ссылки.
Исследователь Центра изучения геноцида и сопротивления жителей Литвы Моника Кареняускайте отмечает, что депортированные считались не подходящими для жизни в коммунистическом обществе. Во время советского правления в Литве власти создавали препятствия для регистрации места жительства, работы.
"Многие из ссыльных возвращались обратно, на отдаленные территории Советского Союза. Некоторые остались в Латвии. Люди искали различные решения проблемы", — утверждает Кареняускайте.
Именно эти депортированные, у которых не было возможности жить на своей родине, создавали семьи в Сибири. Теперь их дети не могут получить статус ссыльного.
Согласно действующим законам, он предоставляется только тем, кто родился, когда официально родители находились в изгнании. Таким образом, сложилась абсурдная ситуация: возраст братьев и сестер может отличаться всего лишь годом, но один из них получит статус ссыльного, а другой — нет.
"Когда Комиссия по защите прав решает, кто должен получить этот статус, они обычно смотрят на дело депортации. И в том деле написано: до такого и такого периода. Или в свидетельствах Верховного суда Литвы о реабилитации указывается точная дата ссылки. И они, к сожалению, не могут законно выходить за эти пределы", — говорит специалист.
Дети, рожденные в ссылке, теперь достигают пенсионного возраста и поэтому могут требовать дополнительных выплат к пенсии.
В Сейм вносятся соответствующие поправки.
Как литовцы собрали миллион на самолеты и получили благодарность Сталина >>
"На данный момент дополнительную пенсию получают 30 тысяч. Из них 12 тысяч — это дети, побывавшие в ссылке. Пришло время этих детей. Их число точно не может возрасти. Без сомнений, оно и не увеличивается, но остается нерешенной проблема с этими 500 людьми", — считает член фракции консерваторов Арвидас Анушаускас.
В ближайшее время закон поступит на рассмотрение в комитеты Сейма, и уже в декабре должен решиться вопрос, будет ли детям ссыльных проще получить соответствующий статус.